СМИ о нас

20.12.2018Газета "КоммерсантЪ- Красноярск"

КрасЖД набирает грузообороты

Как КрасЖД обеспечивает растущие потребности региональной промышленности в перевозках, какие технологии внедряет и как готовится принимать болельщиков Универсиалы-2019, - об этом мы побеседовали с начальником Красноярской железной дороги Вадимом Владимировым.

- Вадим Владимирович, для Сибири, да и для всей страны в целом, железная дорога это всегда самый точный барометр, который показывает, как чувствует себя экономика. Есть загрузка - значит, все хорошо. Растут перевозки - значит, экономика идет в рост. Сейчас, по ощущениям, ситуация в экономике все еще непростая, или это ошибочное впечатление?

- Если говорить о загруженности дороги, - о снижении грузопотоков речи не идет. Более того, все наши совещания с грузоотправителями, и их перспективные проекты говорят о том, что промышленный сектор активно развивается: желание грузить больше сегодня озвучивают все наши ключевые клиенты. На Красноярской железной дороге и угольщики, и отправители леса, и производители зерновой продукции планируют рост на ближайшие пять - семь лет.

И это устойчивая тенденция - только в период с 2015 по 2017 годы погрузка выросла у нас на 9,2%, или на 6,6 млн тонн.

А текущий год станет для дороги рекордным. По итогам 11 месяцев общий объём грузоперевозок составил 76,9 млн. тонн, что выше показателя аналогичного периода 2017 года на 8%. Учитывая ежемесячную динамику, планируем в 2018 году перевезти 84 млн тонн грузов. Это самый высокий результат за последнее десятилетие. И мы понимаем, что, с учетом развития недропользования в крае и в соседней Хакасии, это далеко не предел.

- Основной рост по-прежнему обеспечивает угольная отрасль?

- Да, конечно. Погрузка угля по итогам 11 месяцев выросла на 8,9% к уровню прошлого года. И перспективы здесь очень большие. Особенно интенсивно развивается Бейский угольный кластер в Хакасии, отправляющий твердое топливо на экспорт. Так, например, от Майрыхского разреза мы получили заявку на увеличение погрузки к 2025 году до 25 млн тонн. Если перевести в единицы подвижного состава, - это дополнительно 25 пар грузовых поездов ежесуточно. И это только одна компания. Другие угольные предприятия Хакасии и Красноярского края тоже планируют наращивать добычу.

Существенное оживление видим в сегменте нефтеперевозок - увеличение объемов на 8,3% к прошлому году. Рост обусловлен, в том числе, наращиванием поставок нефтепродуктов с Уярского нефтеналивного терминала в Новосибирскую область, на Коченевский НПЗ. Способствовала этому и гибкая тарифная политика РЖД: в рамках "тарифного коридора" на перевозку сырой нефти по данному маршруту установлен понижающий коэффициент 0,781.

Кроме того, на 41,6% к уровню прошлого года выросла погрузка железной руды. Это произошло за счет того, что в Хакасии нарастил добычу Абазинский рудник. В сегменте цветной руды увеличились поставки нефелиновых руд на Ачинский глинозёмный комбинат.

Красноярский край значительно увеличил перевозки зерна на экспорт, за счет чего погрузка в этом сегменте возросла на 26,6%.

Прогнозируется также большой рост перевозок лесных грузов. При этом снижается процент круглой древесины, и основная масса груза - это уже продукты переработки, которые идут в порты Дальнего Востока, на экспорт. На карабульской и лесосибирской железнодорожных ветках, где сосредоточены региональные лесоперерабатывающие предприятия, заявлены крупные инвестпроекты, реализация которых также повлечет за собой увеличение нашей работы.

Одним словом, объемы есть, и они однозначно будут расти.

- Очевидно, одновременно с повышением нагрузки на магистраль должна расти и ее пропускная способность. А это дополнительные инвестиции.

- Средства на развитие пропускных способностей дороги направляются очень значительные. Достаточно сказать, что в этом году объём инвестиционной программы на нашей магистрали составляет 24,7 млрд. рублей, в два раза больше, чем в 2017 году. Из них 5 млрд рублей вложены в развитие Южного хода Красноярской дороги Междуреченск - Тайшет. Это приоритетный инвестпроект, поскольку именно Южный ход обеспечивает пропуск транзитных угольных поездов из Кузбасса, а также вывоз экспортной продукции предприятий Хакасии и юга Красноярского края в восточном направлении.

В эту программу входит строительство вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах, строительство второго Джебского тоннеля на перегоне Джебь - Щетинкино (опять же для создания второго пути). Строительство разъезда Петропавловка на перегоне Агул - Коростелево, усиление электроснабжения на участке Абакан - Саянская.

Реализация позволит нам существенно увеличить пропускную способность стратегически этого значимого для экономики Сибири направления.

- Вадим Владимирович, на Красноярской железной дороге вы работаете всего полгода, до этого много лет отдали Восточно-Сибирской дороге, которая объединяет Иркутскую область, Бурятию, Якутию, Забайкалье. Уже успели привнести какие-то новшества, которых не было здесь, но были там?

- В первую очередь, чтобы нарастить скорость движения, мы удлинили плечи работы локомотивных бригад грузовых поездов. Эта технология уже реализована на участке от Красноярска до Мариинска, протяженность которого около 500 километров. От начальной до конечной точки маршрута поезд ведет одна локомотивная бригада. Это позволило нам каждый состав ускорить на два-три часа. То есть, - доставлять груз потребителю в более сжатые сроки.

Следующее направление работы - введение принципа "обезличенного" парка грузовых вагонов. Сегодня все вагоны принадлежат частным собственникам, и грузоотправители работают с разными владельцами подвижного состава. Это приводит порой к таким ситуациям, когда на станции стоят вагоны одного собственника, а грузовладелец не может ими воспользоваться, потому что у него заключен договор с другим. В итоге, чтобы вывезти небольшую партию, скажем, зерна, нам приходится собирать вагоны определенного собственника чуть ли не по всей дороге. Технология обезличенного парка - это когда у каждого грузовладельца заключены договоры со всеми владельцами подвижного состава, тогда он может грузить в любые имеющие на станции вагоны.

Вот эту технологию мы сейчас пытаемся внедрить на Красноярской дороге. Такие компании, как СУЭК и "Транслес" уже начали работать с обезличенным парком. И для грузоотправителей и для нас такой механизм выгоден, - он улучшает экономику перевозок.

- В ноябре "Аэрофлот" подтвердил свои намерения создать в Красноярске крупный авиахаб. Понятно, что с этим проектом должен быть тесно увязан и проект строительства новой железнодорожной ветки к аэропорту. Красноярцев волнует, в первую очередь, перспектива "аэроэкспресса", который позволит добираться из аэропорта в центр города, минуя пробки.

- Чтобы этот проект стал действительно эффективным, ветка должна быть грузопассажирской.

Если будет принято решение о строительстве такой ветки, она будет интегрирована в проект "Городская электричка", чтобы обеспечить удобную логистику и для тех, кто пользуется самолетами, и для тех, кто проживает в пригородных населенных пунктах. Соответственно, расписание движения электропоездов должно быть привязано не только к времени вылетов и прилетов, но и подстроено под нужды местного населения.

Что же касается перевозки грузов, то, бесспорно, выход на Транссиб повысит востребованность авиахаба. Потенциальный грузопоток ветки - 750 тысяч тонн грузов в год.

- К самым ближайшим перспективам - буквально через три месяца Красноярск будет встречать гостей Универсиады-2019. По разным оценкам, в город могут приехать сотни тысяч болельщиков и спортсменов. Учитывая ограниченные возможности автодорожной сети, задача по доставке этих людей от гостиниц к спортобъектам и к туристически привлекательным местам ставится как раз перед городской электричкой, о которой вы упомянули. Как дорога готовится к этому событию?

- Проект "Городская электричка" на 100% будет готов к Универсиаде. Заранее созданы новые остановочные пункты, максимально близкие к объектам проведения игр. Построены современные платформы, отвечающие самым высоким требованиям. Еще 10 платформ, расположенных в черте города, модернизированы. Для доставки болельщиков в период Универсиады в краевой центр поступит пять новых электропоездов, которые после студенческих игр останутся на Красноярской дороге.

Всего на маршруте городской электрички в дни Универсиады будут работать 20 пар пригородных поездов. Расписание формируется совместно с Дирекцией Универсиады, с учетом времени проведения соревнований.

Отмечу, что по требованиям безопасности, на период соревнований доступ личных автомобилей к спортивным объектам будет ограничен, и большинство зрителей будут приезжать на общественном транспорте. Емкость наших составов позволяет перевезти до 1000 пассажиров одновременно. Ни один другой вид транспорта не обладает такими возможностями. Мы надеемся, что и приехавшие болельщики, и жители Красноярска высоко оценят наши электропоезда. Со своей стороны мы постарались сделать все для комфорта красноярцев и гостей Универсиады.

Важно и то, что вся обновленная инфраструктура городской электрички после Игр останется Красноярску, его жителям.

Версия для печати
screenRenderTime=1