СМИ о нас

03.08.2019Журнал «Добывающая промышленность»

Красноярская железная дорога: переход на «цифру»

 

Красноярская железная дорога является для двух регионов Сибири – Красноярского края и Хакасии – главной транспортной артерией, по которой идет основной поток грузов (более 80% производимой здесь продукции и сырья). В том числе 95% всех экспортных грузов транспортируется по железной дороге.

Это связано, прежде всего, с объемами добычи полезных ископаемых в регионе, производства нефтепродуктов, производства цветных металлов, поставок лесопродукции и строительных материалов и т.д. Как правило, данные виды грузов отправляются по железной дороге сразу целыми составами и на дальние расстояния. Ни один другой вид транспорта не позволяет осуществлять перевозку столь крупных партий.

Перевозки по железной дороге востребованы не только у промышленных гигантов, но и у малого и среднего бизнеса. Какие технологии сегодня внедрены на железной дороге? Как организовано сотрудничество с грузоотправителями, в том числе с представителями малого и среднего бизнеса? Как обеспечивается сохранность грузов и решаются проблемы клиентов? Об этом нам рассказал начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Кожанов.

 

- Александр Федорович, в каких отраслях промышленности сегодня наиболее активно задействован железнодорожный транспорт?

- В целом, мы перевозим 25 номенклатур грузов, из которых основным является уголь.

Угольная продукция составляет порядка 65% от общего объёма перевозок Красноярской магистрали. В границах обслуживания магистрали расположены два региона с развитой угледобывающей отраслью – Красноярский край и Республика Хакасия. И в этом сегменте у нас большие перспективы. Идёт активная разработка угольных месторождений в Хакасии, предполагается, что до 2025 года объем перевозок угля в этом регионе увеличится более чем в 2 раза в сравнении с 2018 годом.

На втором месте после угля стоит нефть и нефтяные грузы – 12 процентов от общего объема. Основные отгрузочные пункты – станция Новая Еловка (Ачинский НПЗ) и станция Уяр, откуда отправляется нефть на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (Хабаровский край).

Порядка 8 процентов приходится на руду – как для чёрной, так и для цветной металлургии. Крупнейшие отправители – Ачинский глиноземный комбинат компании «Русал», «Абазинский рудник» (Хакасия). В металлургической отрасли основными партнерами Красноярской железной дороги являются предприятия - стратегические активы РУСАЛа - Красноярский алюминиевый завод, Саяногорский алюминиевый завод в Республике Хакасия и Богучанский алюминиевый завод, который начал свою деятельность на севере Красноярского края в 2017 году. Сегодня он уже вышел на 40% своей мощности. Ожидается, что после 2025 года предприятие выйдет на полную мощность – это около 600 тыс. тонн алюминия в год.

Остальные грузы перевозим в меньших объёмах.

 

- Как организовано взаимодействие с клиентами?

На Красноярской железной дороге открыты два Центра продажи услуг ОАО «РЖД», работающих по принципу «одного окна», которые упрощают процесс организации перевозок железнодорожным транспортом, объединяя на одной площадке все ресурсы транспортно-логистических подразделений холдинга. Один из них находится в Красноярске, он действует с 2017 года и уже имеет богатый опыт взаимодействия с партнерами. Второй открылся в прошлом году в столице республики Хакасии Абакане.

Менеджеры Центров Продажи услуг осуществляют постоянный мониторинг предприятий различных отраслей экономики в Красноярском крае и Республике Хакасии, вникают в специфику их производственного цикла и цепей поставок сырья или продукции, отслеживают динамику объемов перевозок. Проводятся встречи с потенциальными клиентами. Опираясь на данные маркетинговых исследований, предлагаются те транспортно-логистические услуги, которые были бы интересны и выгодные для наших партеров.

Мы видим высокую заинтересованность в наших услугах со стороны малого и среднего бизнеса. Это перспективное направление, которому сегодня уделяется особое внимание.

В частности, именно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не располагают техникой для погрузки своей продукции в вагоны и контейнеры, площадями для ее хранения и т.д., внедрена услуга «первой и последней мили» – доставка груза потребителю от железнодорожной станции до предприятия-получателя автотранспортом, либо наоборот - от предприятия до станции. Есть и такая услуга, как доставка груза «от двери до двери».

 

– Сегодня, в век цифровых технологий, возможность удаленного доступа к услугам является одним из главных критериев оценки компании. Насколько IT-технологии вошли в работу РЖД?

В направлении цифровизации процессов компания ежегодно проводит большую работу.

На сегодняшний день у нас более 80 процентов предприятий уже полностью перешло на электронный документооборот. Это и удобно, и более экономично. В перспективе планируется полностью исключить человеческий фактор в процессах, связанных с оформлением перевозочных документов.

Кроме того, на сайте РЖД можно зарегистрироваться в «Личном кабинете Клиента» и через него заказать перевозку, просчитать стоимость и отследить свой груз.

Действует электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», где клиент с любого устройства, имеющего доступ в интернет, может заказать подвижной состав, рассчитать предварительную стоимость услуги и произвести оплату. Договор перевозки тоже оформляется в электронном виде. На сегодняшний момент, к электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» подключены уже более 4 тыс. наших клиентов.

С учетом географических особенностей Красноярского края и Хакасии, удаленности многих предприятий, это очень актуальная услуга.

 

- А если у грузоотправителей возникают вопросы, например, в оформлении таможенной документации, КрасЖД оказывает содействие в их решении?

- Мы занимаемся вопросами перевозок как экспортных грузов, так и импортных. На складах терминально-складского комплекса КрасЖД у нас имеются склады временного хранения таможенных грузов. И в случае необходимости наши специалисты консультируют по вопросам оформления перевозочных, таможенных, фитосанитарных документов.

 

- Каким образом железная дорога обеспечивает сохранность грузов, продукции добывающей промышленности?

- На железных дорогах страны существуют специальные «гарантийные плечи», как мы их называем. То есть существуют пункты коммерческого осмотра составов, где работники дороги проверяют сохранность груза, пломб. Сейчас на этих пунктах внедряется большое количество автоматических систем коммерческого осмотра вагонов. Новейшее оборудование позволяет контролировать состояние груза, его вес, соответствие габаритам, идентифицировать пломбы. Всё это фиксируется на видео в режиме реального времени и дополнительно просматривается операторами. При необходимости груз сопровождается охраной – от станции отправления и до станции назначения.

 

- Наверняка у грузоотправителей возникают вопросы к ЖД, которые просто через сайт не решишь. Расскажите, каким образом организовано сотрудничество с крупными грузоотправителями из добывающей отрасли?

- Основные механизмы взаимодействия, в первую очередь, для выработки каких-то системных решений – это координационные советы регионального и межрегионального уровня. Они проводятся под председательством начальника железной дороги, с участием представителей органов власти, представителей бизнес-сообществ, грузоотправителей. В режиме открытого диалога мы можем обсудить те вопросы, которые у нас существуют.

Помимо этого, мы ежемесячно организовываем встречи с нашими основными грузоотправителями, проводим совещания по планированию перевозок на предстоящий период. Отдельно встречаемся с сельхозпроизводителями по перевозке зерна, с угольщиками по дальнейшему развитию отрасли и перспективам погрузки и т.д.

 

- В июне на КрасЖД прошёл «День клиента» - это тоже один из элементов взаимодействия? Как часто его проводите? Такая практика применяется на всей РЖД?

- Это ежегодное, ставшее уже традиционным, мероприятие, направленное на то, чтобы выстроить более тесные партнёрские отношения с нашими уважаемыми клиентами. Каждый раз мы стараемся проводить его в разных форматах. В этом году внесли «изюминку» - провели интерактивный опрос по существующим вопросам. У нас этот формат предусматривал возможность задать интересующие вопросы. На часть из них мы ответили сразу, остальными вопросами, которые требовали дополнительной проработки, занимаемся отдельно.

Это один из основных принципов нашей работы с партнерами – каждое обращение отрабатывается досконально.

 

- Какие вопросы сегодня наиболее актуальны?

- Вопросы меняются в зависимости от сезона. Сегодня идёт мощная путевая страда – летняя кампания по ремонту инфраструктуры. Кроме того, на дороге реализуется масштабная инвестиционная программа модернизации участка Междуреченск – Тайшет. Все эти работы ведутся с одной целью – увеличение пропускной способности дороги для максимального удовлетворения потребностей клиентов. И конечно основной вопрос сегодня – вывоз со станций погрузки предъявляемых объемов грузов.

Мы всегда информируем клиентов, где, на каких конкретных участках какие работы будут проводиться, на какое количество часов либо суток будет ограничено движение. Чтобы наши партнёры могли заранее скорректировать планы, изменить направление перевозки своей продукции либо перенести часть объёмов на следующий месяц.

На сайте РЖД размещена интерактивная карта производства ремонтно-путевых работ. Любой пользователь персонального компьютера, даже не имея личного кабинета, может зайти и посмотреть в режиме реального времени, где какие работы проводятся и на какой период.

 

- В прошлом году Красноярская дорога перевезла рекордное за последнее десятилетие количество грузов – более 84 млн тонн. Какие планы на текущий год?

- Целевая задача – это удержать достигнутые результаты. Отчасти мы рассчитываем сделать это за счет привлечения новых клиентов, а также увеличения перевозок продукции существующих промышленных предприятий.

Для этого мы продолжаем разрабатывать новые продукты для удобства клиентов, в том числе, в рамках планирования погрузки грузов. В частности, на базе системы «ЭТРАН» внедрён суточный клиентский план. То есть, клиент, даже имея подтвержденную заявку, имеет возможность корректировать планы по погрузке в зависимости от изменений грузовой базы. Нам, в свою очередь, данная система позволяет видеть реальные объёмы груза, который хочет вывезти клиент и, соответственно, более оперативно реагировать, принимать меры по обеспечению полной удовлетворённости клиента. Подключение и пользование системой ЭТРАН бесплатные. Необходимо только приобрести электронную подпись.

Компания РЖД становится более открытой, клиентоориентированной. Будем и дальше продолжать развивать это направление.

Версия для печати
screenRenderTime=1