СМИ о нас

05.04.2013Газета "Наш Красноярский край"

Единственный путь

Железнодорожники и жители края объединились в защиту "сокращенных" поездов. Люди просят вступиться за них на федеральном уровне и сохранить маршруты, которые выполняют социальную функцию, обеспечивая транспортное сообщение отдаленных населенных пунктов края с региональными центрами. Так, уже в мае без поезда, связывающего их с Красноярском, могут остаться жители 12 поселков и деревень на участке железной дороги от Ачинска до Лесосибирска.

Почему их снимают с маршрутов?

Сегодня тарифы на перевозки в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством. Убытки, возникающие от госрегулирования, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. В 2013 году Министерство финансов РФ сократило субсидии, выделяемые на эти цели, более чем в два раза. Вместо требуемых 36,3 млрд рублей в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрено всего 14,8 млрд рублей. Кроме того, существует недофинансирование за последние два года - 13 млрд рублей.

В результате "хронического" недофинансирования из федерального бюджета и отсутствия возможности компенсировать потери компания-перевозчик (ОАО "Федеральная пассажирская компания") вынуждена отменять убыточные поезда - с маршрутов снимают 235 поездов по всей стране.

В Красноярском крае сокращения коснулись двух поездов. В январе 2013 года был отменен поезд Абакан - Красноярск через станцию Саянскую. С 26 мая, когда вступит в силу летнее расписание, Енисейский филиал ОАО "Федеральная пассажирская компания" отменяет поезд Красноярск - Абакан через Ачинск. Это так называемый трех-группный поезд, объединяющий сразу три маршрута: Красноярск - Ачинск - Абакан, Красноярск - Ачинск - Кия-Шалтырь, Красноярск - Ачинск - Лесосибирск.

Железнодорожники называют такие поезда "малонаселенными". Ими пользуется небольшое количество пассажиров, потому что маршрут пролегает через поселки с населением в 150-300 человек. Состоят они из плацкартных и общих вагонов, а значит, билеты в них продаются по регулируемому гостарифу. За один рейс перевозится в среднем 180 человек. Для сравнения: в обычном поезде число пассажиров составляет минимум 400-500. Таким образом, например, поезд Красноярск - Абакан через Ачинск приносит многомиллионные убытки: за два месяца этого года они уже составили 15 млн рублей. Но для жителей населенных пунктов этого направления именно он - единственный путь для передвижения, доступный для каждого.

Поезд как социальная защита

На 17 вокзалах Красноярской железной дороги собирались подписи под обращениями к полномочному представителю президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктору Толоконскому.

Эта акция стала частью всероссийской акции "Общественная приемная. Сохраним поезд!", ведь с подобными проблемами сегодня сталкивается не только Красноярский край, - снижение объемов дальних и пригородных железнодорожных пассажирских перевозок происходит во всех регионах страны.

Наибольшее количество обращений в поддержку сохранения пассажирских поездов в Красноярском крае и выделения субсидий из федерального бюджета поступило от жителей городов Лесосибирск (527) и Красноярск (527), поселков Полуторник (383), Шира (264), Инголь (152), Чайда (103). Красноярские железнодорожники солидарны со своими пассажирами - социальные поезда должны существовать.

Выход на платформу

- Сегодня, для того чтобы сохранить существующую в России систему железнодорожных пассажирских перевозок, необходимо изменить законодательство и дать право региональным властям самостоятельно определять, какие социально значимые поезда необходимо сохранять, даже несмотря на их убытки, какие нет, - говорит заместитель начальника Красноярской железной дороги по работе с органами власти Лев Ткачев.

Если такая законодательная платформа будет создана, у регионов появится реальная возможность сохранить право жителей на доступное передвижение железнодорожным транспортом.

По словам Льва Ткачева, ситуацию может исправить скорейшее принятие Государственной думой федерального закона о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении в РФ:

- Именно государство утверждает тарифы на социальные пассажирские перевозки исходя из платежеспособности населения и возможностей бюджета РФ. Как заказчик государство должно определиться с необходимым количеством поездов, периодичностью их курсирования, с категорией вагонов в этих поездах.

Все собранные подписи железнодорожниками направлены в аппарат полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе.

- Мы приняли участие в этой акции, потому что понимаем, насколько важно сохранение государственного финансирования пассажирских перевозок по железной дороге. Особенно в регионах Сибири, где поездами обслуживаются малонаселенные и труднодоступные для других видов транспорта территории. И мы очень надеемся, что наших пассажиров и нас услышат, - отметил Лев Ткачев.

Версия для печати
screenRenderTime=1