СМИ о нас

Владимир Рейнгардт: "На первое место сегодня выходит эффективность организации всего перевозочного процесса"

Железная дорога всегда была очень чутким барометром состояния дел в экономике в целом. Растет производство – увеличивается объем перевозок. Начинаются осложнения в экономике – это отражается и на отправке грузов, и пассажиропотоке.

По мнению начальника Красноярской железной дороги Владимира Рейнгардта, КрасЖД в ближайшие годы выйдет на докризисные (2008 года) объемы перевозок, и чтобы не стать "барьером" на Трансибе реализуется серьезная инвестиционная программа.

– Владимир Гарольдович, по итогам III квартала 2012 года КраснЖД была признана победителем сетевого соревнования. Удалось ли выполнить поставленные задания по итогам 2012 года в целом?

– Победить в отраслевом соревновании трудно, ведь здесь оцениваются десятки показателей. Тем более что в третьем квартале мы работали в сложных условиях – необходимо было выполнить большой объём летних ремонтно-путевых работ. Свыше 7 млрд рублей составляла в 2012 году наша инвестиционная программа только в сфере модернизации пути (для сравнения, годом ранее на эти цели ОАО "РЖД" было затрачено 5 млрд руб.). Работы велись на 22 участках дороги, и в целом, по итогам года, программу обновления путевого комплекса мы выполнили успешно.

Хочу сказать, что прошедший год был не простым для всех участников рынка грузовых железнодорожных перевозок. Если несколько лет назад у нас был дефицит подвижного состава, то сейчас предложение погрузочных ресурсов превышает спрос. Парк подвижного состава на сети железных дорог в 2012 году составлял 1 млн 135 тыс. вагонов. Тогда как для обеспечения всех существующих объемов перевозок необходимо 900 тыс. вагонов. То есть, 235 тыс. вагонов на сети были "лишние". В этой связи на первое место выходит эффективность организации всего перевозочного процесса, минимизация порожнего пробега, формирование маршрутов с обратной загрузкой – все это важнейшие составляющие транспортной логистики, без которых невозможно оптимально использовать железнодорожную инфраструктуру. И мы применяли все механизмы, чтобы отладить этот процесс, чтобы порожние вагоны не проезжали мимо груза.

Безусловно, победа в сетевом соревновании – показатель качества нашей работы. Для нас она очень значима, так как свидетельствует о том, что у Красноярской дороги огромный потенциал.

Надеюсь, что в ближайшие год-два экономика выйдет на докризисный уровень. Тогда каждый вагон, невостребованный сегодня, что называется, найдет свой груз. Я вижу по Красноярской дороге, что мы уже сегодня всего на 4,7% отстаем от уровня погрузки докризисного 2008 года. 2012 год мы завершили с ростом уровня погрузки к прошлому году на 2%. А по транзитному грузообороту – с ростом на 4%. В 2013 году ожидаем примерно такого же увеличения объемов погрузки.

А вот в сфере пассажирских перевозок на дорогах восточного полигона, и наша дорога – не исключение, наблюдается тенденция снижения. Так, в прошлом году пассажирооборот уменьшился на 2,2% по отношению к 2011 году. Снижение идет и в пассажирских перевозках дальнего следования, и в пригородном сообщении. Поэтому сейчас одна из наших главных задач – добиться увеличения объемов пассажирских перевозок, улучшая качество предоставления услуг при неукоснительном соблюдении графика движения пассажирских и пригородных поездов.

– Сколько грузов перевезла дорога за прошлый год? Как изменилась структура погрузки? Какие отрасли экономики, судя по погрузке, развивались более динамично в Красноярском крае?

– По итогам прошлого года погрузка на Красноярской железной дороге составила 74 млн тонн.

Основной груз, более 50 процентов от общего объема погрузки, который везет Красноярская магистраль, – это уголь.

За 2012 год мы перевезли 39,6 млн тонн угля, что на 6% больше уровня прошлого года. Большую часть составляют энергетические угли Канско-Ачинского бассейна, потребляемые 19 крупнейшими тепловыми станциями России. Угли Минусинского угольного бассейна идут на экспорт. Грузоотправители стабильно наращивают свои мощности, поэтому в следующем году, по прогнозам, объемы погрузки угля со станций Красноярской дороги вырастут еще на 5-7%.

Устойчивый рост мы наблюдаем в части перевозки нефти и нефтепродуктов (они составляют 17,5% от общего объема погрузки), цветной руде (8,5%).

Два года подряд краевые аграрии собирали неплохой урожай зерновых. За 2012 год мы перевезли почти 600 тысяч тонн зерна и продуктов перемола. Каждый день на станциях Красноярской дороги грузится 35-40 вагонов зерна. От аграриев мы получаем только слова благодарности.

Для лесной промышленности Красноярского края 2012 год ознаменовался сокращением внутреннего спроса на древесину и резким падением цен на лесопродукцию в Китае, который является нашим основным импортером в этой области. По сравнению с 2011 годом объем лесоперевозок дороги упал почти на 20 процентов. Однако уже в ноябре наметилась положительная динамика. Погрузка увеличилась со 120 до 150 вагонов в сутки. По информации Агентства лесной отрасли Красноярского края, которая была озвучена на одном из заседаний Регионального координационного совета, цены на российский лес в Китае поднялись. Уже сейчас наша древесина стоит там дороже новозеландской и канадской. Поэтому, судя по всему, спад перевозок носит временный характер. На текущий год предприятия лесной отрасли представляют положительные прогнозы, обещая рост производства по всем направлениям деятельности.

Красноярский край является регионом и погрузочным, и транзитным одновременно. В 2012 году ежесуточно на станциях магистрали грузилось в среднем 3170 вагонов. Транзитом мы пропускали в среднем 9811 вагонов в сутки. Это обусловлено, в том числе, географическим положением Красноярского края и магистрали, которая является частью транспортного коридора Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел. В частности, через участок Междуреченск – Тайшет (Южный ход дороги) мы пропускаем транзитом грузы с предприятий Кузбасса. В основном это уголь и руда.

Что касается эксплуатационной работы дороги, то нами за последнее время сделан существенный задел по выполнению бюджетных показателей использования подвижного состава. В частности, в январе 2013 года мы обеспечили один из самых высоких по сети железных дорог темпов прироста участковой скорости движения поездов, производительности локомотива. Средний вес поезда составил 3959 тонны, что на 74 тонны превышает задачи, которые ставила перед нами компания. Положительные результаты мы закрепили и в феврале, при этом наращивая динамику эксплуатационной работы и объемов погрузки на дороге.

– Какие планы поставлены перед дорогой на 2013 год?

– Чтобы не стать "барьером" на пути грузопоток, мы постоянно развиваем нашу инфраструктуру, повышая тем самым пропускную способность дороги.

Так, в наступившем году Красноярская железная дорога инвестирует в развитие инфраструктуры и строительство социальных объектов в регионах присутствия 10,6 млрд руб. Инвестиционная программа Красноярской железной дороги на 2013 год предусматривает, в частности, замену старого пути на деревянных шпалах новым – бесстыковым железнодорожным полотном на железобетонном основании ("бархатный путь") на 183 километрах. Работы будут вестись на 19 участках магистрали, среди которых перегоны, расположенные в пределах Красноярского узла, а также направления главного хода дороги (Транссиб) и южного хода (участок Междуреченск – Тайшет). За свои достоинства он получил поэтичное название – бархатный путь. По "бархату" поезда идут быстрее. Также он позволяет увеличить вес груженого состава до 6-10 тыс. тонн. Еще несколько лет назад максимальный вес поезда на дороге был 4 тыс. тонн. Укладка бархатного пути не прекращается даже зимой.

Таким образом, к концу года протяженность бесстыкового пути на КраснЖД достигнет 2395 км, что составит 50% от общей протяженности магистрали.

С 2007 года начали укладывать стрелочные переводы пологих марок. Это позволяет повысить скорость движения поездов по станциям, а значит – повысить пропускную способность дороги. Сегодня мы являемся единственной дорогой, где реализуется данный проект.

Приоритетным направлением для нас является южный ход магистрали Междуреченск – Тайшет. Линия Междуреченск – Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи 4-х регионов – Красноярского края, Республики Хакасии, Кемеровской и Иркутской областей, а также максимально задействована в перевозках транзитных грузов, ведь участок входит в стратегически важное железнодорожное направление "Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел".

Сегодня именно здесь наблюдается самый высокий рост грузоперевозок, а инфраструктура уже сейчас работает на пределе пропускных способностей.

Программа развития этого направления реализуется уже несколько лет. Строятся станции и тоннели, где применяются новейшие технологии проходки скальных пород. В 2011 году сдан в эксплуатацию Крольский, идет строительство нового Манского тоннеля – самого протяженного на дороге, длиной 2,6 км. Ведется строительство двухпутных перегонов. В прошлом году работы начались на самом сложном, барьерном однопутном перегоне Джебь – Щетинкино. На текущий год намечено еще 7 перегонов.

Часть вагонопотока, до 18 пар поездов, мы могли бы отклонять с неразвитых однопутных участков южного хода на главный ход, где еще есть резервы пропускной способности. Чтобы решить проблему, в 2012 году мы начали строительство соединительного пути Авда – Громадская. В текущем году оно будет завершено.

Большое внимание в инвестпрограмме 2013 года уделено повышению уровня безопасности на железнодорожном транспорте, что является одним из важнейших пунктов "Соглашения о партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Правительством Красноярского края на 2012-2014 годы". Для удобства и безопасности пассажиров пригородного комплекса Красноярской железной дороги в 2013 году продолжится модернизация пассажирских платформ и остановочных пунктов. В частности, на станциях Пугачево (направление Красноярск – Ачинск) и Маганская (район поселка Березовка) завершится строительство павильонов с билетными кассами, начатое в 2012 году. На станции Уяр планируется возведение пешеходного моста через железнодорожные пути.

В рамках реализации жилищной программы ОАО "РЖД" в 2013 году завершится строительство двух 16-квартирных домов на станциях Кошурниково и Чунояр, проектирование пяти 2-квартирных жилых домов на станциях Балыксу, Камышта, Суриково и 16-квартирного дома на станции Мана. Кроме того, в поселке Мана Красноярская железная дорога продолжит строительство новой общеобразовательной школы.

На станции Саянская во втором полугодии 2013 года откроется новый детский сад на 290 мест. Этот социальный проект Красноярская железная дорога реализует на условиях софинансирования совместно с Правительством Красноярского края.

Очень важны для нас объекты Нижнего Приангарья. Красноярская магистраль является полноправным участником этого крупнейшего инвестиционного проекта, реализуемого на территории Сибири. По линии Карабула – Ярки, которая сегодня строится на севере края, будет перевозиться около 4 млн тонн грузов – это и завоз сырья для предприятий, и вывоз их готовой продукции. Работая на перспективу, мы планомерно модернизируем линию Решоты – Карабула, которой предстоит принять все эти грузы.

Также РЖД сегодня заинтересовано в реализации второго этапа проекта комплексного развития Нижнего Приангарья – создании Ангаро-Енисейского промышленного кластера, в который входит прокладка Северо-Сибирской магистрали. Она пройдет по нашим северным развивающимся территориям через Карабулу, Лесосибирск, Белый Яр на Нижневартовск. Эта дорога, конечно, существенно разгрузит Транссиб, даст нам возможность маневра в пропуске грузов.

Что касается обновления подвижного состава, то до конца 2013 года в рамках инвестиционной программы мы получим 15 маневровых тепловозов ТЭМ18Д. Первые четыре поступят на дорогу уже в феврале. Первое время они будут проходить обкатку в Красноярске. Затем по мере необходимости будем распределять их по дороге.

Уже сегодня решается вопрос по обновлению парка пригородных поездов в 2014-15 годах, когда истекает срок службы нескольких наших электричек. Часть средств будет привлечена через инвестпрограмму ОАО "РЖД", часть будет выделена Красноярским краем как соучредителем компании "Краспригород".

– С какими финансовыми и производственными результатами завершила год пригородная компания? Получена ли в полном объеме компенсация "Краспригорода" из бюджета? Будет ли оптимизироваться работа пригородной компании в 2013 году?

– В сфере пригородных перевозок у нас сложились хорошие, деловые взаимоотношения с региональными властями. Красноярский край в 2009 году стал одним из первых регионов, которые компенсировали пригородным компаниям 100% убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки. И вот уже на протяжении 4-х лет убытки "Краспригорода" компенсируются из краевого бюджета полностью. Так, в 2012 году сумма компенсации из бюджета Красноярского края составила 316 млн рублей. Мы очень благодарны краевому правительству за такое надежное партнерство. Дальнейшее взаимодействие в области пригородных пассажирских перевозок предусмотрено в Соглашении на 2012-2014 годы. Будем вместе работать над созданием новых маршрутов движения электропоездов, повышением транспортной доступности территорий.

Аналогичное соглашение заключено с республикой Хакасией. Они также в прошлом году компенсировали 100% убытков, которые составили 38,6 млн рублей. На 2013 год мы не только сохранили весь объем пригородных перевозок, которые осуществлялись ранее, но и добавили новые маршруты. Утвержденная этими двумя регионами программа перевозок на 6% выше, чем в прошлом году. На территории Красноярского края развиваются пригородные перевозки на участке Иланская – Юрты, который является частью направления Решоты – Тайшет. Направление имеет огромную социальную значимость, расположено на стыке двух дорог, Красноярской и Восточно-Сибирской. Кроме того, это еще и граница двух субъектов Федерации – Красноярского края и Иркутской области. Долгое время из-за административных нестыковок здесь не было пригородного сообщения, люди не могли добраться до районного центра, в соседние населенные пункты. Совместными усилиями с Байкальской пригородной компанией нам удалось решить этот вопрос: от нашей станции Иланской до станции Юрты Восточно-Сибирской ЖД теперь курсирует электропоезд компании "Краспригород".

На участке Тайшет – Юрты электричку запустили наши восточные "соседи". У местных жителей появилась возможность хоть и с пересадками, но добираться до нужных населенных пунктов. И если в прошлом году движение по данному маршруту осуществлялось только во втором полугодии, то в этом году – с 1 января. Компенсация за этот маршрут заложена в краевой бюджет. В Хакасии также изыскали дополнительные средства на перевозки по маршруту Аскиз – Абаза, который у нас открыт с 1 января 2013 года. В прошлом году он тоже был, но не весь год. В целом в прошлом году в Красноярском крае и Хакасии пригородными поездами воспользовалось 6,7 млн пассажиров. Планируем, что в этом году объемы перевозок останутся на том же уровне.

Сегодня один из важнейших векторов развития работы компании "Краспригород" – проект "Городская электричка" в Красноярске, который мы реализуем с января 2012 года. Организация внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом предполагает поэтапно добавление в расписание "сквозных" электропоездов, позволяющих населению добираться в пределах Красноярска и пригорода с одного берега Енисея на другой без пересадок и тем самым существенно экономить время в часы пик, когда на всех основных автомобильных артериях города возникают пробки. Сейчас общее количество "городских" электропоездов в рабочие дни составляет – 17, из них 9 – "сквозные". Хочу сказать, что городская электричка пользуется спросом у жителей города. Но для полноценной работы легкого метро в Красноярске необходимо развивать инфраструктуру, сделать посадочные платформы, подходы к ним, объединить в единую схему движения железнодорожную и автобусную сеть краевого центра – об этом я говорю на всех уровнях. Это ведь не дело, если мы сделаем железнодорожные посадочные платформы, а людям придется добираться от них до своих домов по пустырям и грязи. Должна быть хорошая дорога, освещенная, чтобы автобусы подходили вплотную к железной дороге. Тогда люди будут активнее пользоваться этой услугой.

Нужно делать перехватывающие стоянки на подступах к городу, чтобы жители тех же Сосновоборска и Железногорска, Дивногорска, близлежащих поселков, приезжающие в краевой центр, могли оставить машину, спокойно пересесть на электричку и без пробок добраться до места работы.

– Ваше отношение к идее укрупнения железных дорог?

– Когда реформирование ОАО "РЖД" только начиналось, обсуждалась идея расширения существующих границ железных дорог до границ федеральных округов. Но сегодня такая реорганизация не нужна, она не имеет под собой рациональной основы. В прошлом году в компании начала функционировать новая система управления по принципу вертикально интегрированного холдинга, которая создавалась последние 5 лет. На всех дорогах организованы и работают вертикали управления инфраструктурой, перевозками, сбытом, эксплуатацией, ремонтом локомотивов и т.д., что само по себе говорит об отсутствии границ в прежнем их понимании.

Красноярская железная дорога с 1 октября 2012 года выполняет функции Регионального центра корпоративного управления. Основной задачей центра является обеспечение корпоративной и технологической координации деятельности всех подразделений ОАО "РЖД" на полигоне дороги, организация эффективного взаимодействия с региональными органами власти, бизнесом, надзорными органами, владельцами подвижного состава.

Версия для печати
screenRenderTime=1