СМИ о нас

Рейтинг 100 крупнейших компаний Красноярского края.

Насколько в Красноярском крае благоприятен экономический климат? Видны ли улучшения в создаваемых властью условиях благоприятствования деловой активности?

Об этом и много другом в интервью начальника Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" Владимира Рейнгардта.

– Владимир Гарольдович, как оцениваете результаты работы компании в Красноярском крае в 2012 году? Что позволило добиться таких результатов? Чем принципиально отличалась рыночная конъюнктура прошлого года от 2011?

– РЖД как перевозчик, прежде всего, решает задачи по обеспечению спроса на доставку грузов. Динамика грузоперевозок по Красноярской железной дороге положительная. 2012 год мы завершили с ростом уровня погрузки к прошлому году на 2%. А по транзитному грузообороту – с ростом на 4%. Основной груз, который везет Красноярская магистраль, – это уголь. За 2012 год мы перевезли 39,6 млн тонн угля, что на 6% больше уровня прошлого года. Большую часть составляют энергетические угли Канско-Ачинского бассейна, потребляемые 19 крупнейшими тепловыми станциями России. Угли Минусинского угольного бассейна идут на экспорт. Отмечу, что грузоотправители стабильно наращивают свои мощности, поэтому в следующем году, по прогнозам, объемы погрузки угля со станций Красноярской дороги вырастут еще на 5 %.

Устойчивый рост мы наблюдали в части перевозки нефти и нефтепродуктов (они составляют 17,5% от общего объема погрузки), цветной руде (8,5%).

Два года подряд аграрии Красноярского края собирали неплохой урожай зерновых. За 2012 год мы перевезли почти 600 тысяч тонн зерна и продуктов перемола. Каждый день на станциях Красноярской дороги грузится 35-40 вагонов зерна.

Для лесной промышленности Красноярского края 2012 год ознаменовался сокращением внутреннего спроса на древесину и резким падением цен на лесопродукцию в Китае, который является нашим основным импортером в этой области. По сравнению с 2011 годом объем лесоперевозок дороги упал почти на 20 процентов. Однако уже в ноябре изменилась конъюнктура рынка и наметилась положительная динамика: цены на российский лес в Китае поднялись. Уже сейчас наша древесина стоит там дороже новозеландской и канадской. Погрузка увеличилась со 120 до 150 вагонов в сутки. Поэтому, судя по всему, спад перевозок носил временный характер. На текущий год предприятия лесной отрасли края представляют положительные прогнозы, обещая рост производства по всем направлениям деятельности.

В целом, более 80% всей производимой на территории региона продукции и сырья перевозится именно по железной дороге. Причем, в последние годы наметилась стабильная динамика роста объема перевозок: с 2002 года грузооборот Красноярской магистрали увеличился в 1,5 раза. Только в 2012 году рост грузооборота по сравнению с предыдущим годом составил 35%.

Чтобы не стать тормозом на пути грузопотоков, Красноярская железная дорога планомерно занимается развитием инфраструктуры. Ежегодно в создание новых мощностей инвестируется более 10 млрд рублей. Так, например, инвестиционная программа 2012 года составляет более 13 млрд рублей, что почти в полтора раза превышает вложения 2011 года. В 2013 году Красноярская железная дорога инвестирует в развитие инфраструктуры 10,6 млрд руб. Модернизация позволяет значительно увеличить пропускную способность дороги, повысить скорости движения поездов, а это значит – груз потребителю будет доставляться быстрее.

– С какими экономическими вызовами вам пришлось столкнуться, и как на них ответили?

– Конечно, рынок железнодорожных грузоперевозок, а значит и условия нашей работы в 2012 году принципиально отличались от предыдущих лет.

Сегодня в стране работает более 1200 операторов подвижного состава, из них на Красноярской магистрали – около 150. И если в 2011 году, когда на сети дорог наблюдался дефицит подвижного состава, операторы могли себе позволить выбирать выгодные маршруты, более крупного грузоотправителя, а с мелкими работали крайне неохотно, то в 2012 году все постепенно начало вставать на свои места. Начала формироваться конкурентная среда. Со временем это должно привести к снижению цен на предоставление подвижного состава, что, в свою очередь, отразится и на себестоимости перевозимой продукции.

Выстраивать логистику для сотен операторов, учитывая их узкие интересы, очень сложно. Оператор подвижного состава не обладает информацией о грузовой базе на всей сети дорог, поэтому, как правило, работает с узким кругом клиентов. Мы же видим всю картину, в том числе – маршруты движения собственного подвижного состава. Поэтому нам легче предложить какие-то логистические схемы, чтобы порожние вагоны не проезжали мимо грузов. Именно эти задачи мы и решали. Так, в прошлом году с рядом крупных операторов были заключены договоры о перевозках попутного груза. В частности, мы работаем с компанией "Нефтетранссервис": со станций Красноярской дороги они везут рудный концентрат в Кузбасс, там загружают металл и уголь в направлении Дальнего Востока, откуда снова возвращаются к нам – и так по кольцу.

К сожалению, так расположился рынок и грузовая база, что с Дальнего Востока нет объема погрузки, достаточного, чтобы все вагоны загрузить в обратном направлении. Но там, где это возможно, стараемся порожний пробег свести к минимуму.

В 2008 году мы совместно с красноярским филиалом ОАО "Трансконтейнер" разработали и первыми на сети железных дорог внедрили технологию доставки пиломатериалов в крупнотоннажных контейнерах ускоренными контейнерными поездами. Поезда идут из Лесосибирска, где расположены крупные лесоперерабатывающие комбинаты, в Новороссийск – в порту контейнерные блоки перегружаются на морские суда и отправляются в Египет, Сирию, Турцию и т.д. В октябре 2012 года в рамках этого проекта ускоренным контейнерным поездом с нашей станции Лесосибирск отправлен миллионный кубометр пиломатериалов.

Опробовали технологию отправки контейнерных маршрутов в направлении Дальнего Востока. Контейнеры отправителей, следующие в разные пункты назначения, собираются в один состав и отправляются на сортировочную станцию – Хабаровск.

Такие технологии выгодны всем: они обеспечивают 100-процентную сохранность груза, исключают необходимость перегрузки, значительно сокращают объем и время погрузочно-разгрузочных операций, позволяют снизить нагрузку на инфраструктуру. За такими перевозками будущее.

– Насколько в крае благоприятен экономический климат? Видите ли вы перемены в создании властью условий благоприятствования экономический деятельности?

– Конкурентные преимущества Красноярского края очевидны: это и богатые природные ресурсы, минерально-сырьевая и лесная база, и выгодное расположение в центре России на пересечении транспортных путей из Европы и Северной Америки в Азию, высокий производственный потенциал региона, достаточная обеспеченность энергетическими мощностями и широкий спектр инструментов для стимулирования инвесторов. На территории края реализуются крупные проекты общероссийского значения, они инициированы региональной властью, и постоянно находятся в ее поле зрения. Край объединяет усилия с бизнесом, в том числе и с ОАО "РЖД". В этом году между нашей компанией и Правительством Красноярского края подписано Соглашения о партнерстве на 2012-2014 годы. В первую очередь, в нем отражена наша обоюдная ответственность за развитие транспортной инфраструктуры. В частности, это модернизация транспортной сети Нижнего Приангарья. Сегодня регион интенсивно развивается: строятся Богучанский алюминиевый завод, Богучанский лесопромышленный комплекс. В прошлом году запущена первая очередь Богучанской ГЭС. Красноярская магистраль является полноправным участником проекта освоения Нижнего Приангарья. По линии Карабула – Ярки, которая сегодня строится на севере края, будет перевозиться около 4 млн тонн грузов – это и завоз сырья для предприятий, и вывоз их готовой продукции. Работая на перспективу, мы планомерно модернизируем линию Решоты – Карабула, которой предстоит принять все эти грузы. РЖД заинтересовано и в реализации второго этапа проекта комплексного развития Нижнего Приангарья – создании Ангаро-Енисейского промышленного кластера, в который входит прокладка Северо-Сибирской магистрали. Она пройдет по нашим северным развивающимся территориям через Карабулу, Лесосибирск, Белый Яр на Нижневартовск. Эта дорога, конечно, существенно разгрузит Транссиб, даст нам возможность маневра в пропуске грузов. Все эти проекты говорят о благоприятном экономическом климате, который привлекателен для инвесторов.

– Какие задачи стоят перед компанией в 2013 году?

– За три последних года произошло значительное увеличение объемов перевозок на линии Междуреченск-Тайшет, которое охватывает юг Красноярского края и входит в железнодорожный транспортный коридор Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел. Сегодня это направление является для нас приоритетным: именно здесь наблюдается самый высокий рост грузоперевозок, а инфраструктура работает на пределе пропускных способностей.

Программа развития этого направления реализуется уже несколько лет.

До 2014 года ОАО "РЖД" направит на модернизацию участка от Междуреченска до Саянской (а это две трети от всей протяженности линии Междуреченск-Тайшет) 9,9 млрд рублей. Это значительные средства для компании. Но это – только малая часть необходимых инвестиций: стоимость реализации первоочередных мероприятий составляет 48,9 млрд. рублей.

Государство приняло правильное решение – вложить деньги не в строительство линии Кызыл – Курагино, а направить средства на развитие существующей линии Междуреченск-Тайшет. Без ее модернизации вывоз грузов с новой железной дороги будет невозможен.

Развития требует не только магистральный, но и промышленный железнодорожный транспорт. Сегодня собственные подъездные пути также работают на пределе. Не хватает фронтов погрузки, путей для маневровой работы. Это не может не отражаться на общем перевозочном процессе.

Думаю, сегодня для всех очевидно, что без развития железных дорог невозможно дальнейшее развитие экономики, как региона, так и страны в целом.

Версия для печати
screenRenderTime=1