СМИ о нас

29.09.2012Газета "Наш Красноярский край"

На железной дороге даже сверхумные роботы не заменят машинистов

Есть профессии, о которых говорят редко, и в основном, когда случаются какие-то ЧП. Так, например, про машинистов поездов вспоминают, если в пути произошла авария. О том, насколько это ответственная и, порой, экстремальная работа, я и сам задумался не так давно, – увидел по телевизору, как президент России Владимир Путин награждает бригаду машинистов Орденами Мужества. В июле 2010 года они вели грузовой состав в Дагестане, который подорвали террористы. Несмотря на то, их поезд сошел с рельсов и сами машинисты пострадали, – смогли предупредить еще большую трагедию, предотвратили столкновение встречного пассажирского поезда с опрокинутыми вагонами. После этого мне захотелось узнать об этой профессии больше, а заодно – и вам рассказать.

 

"Это как песню спеть…"

На железной дороге десятки специальностей. Но если бы мне пришлось - однозначно выучился бы на машиниста. Во-первых, работа это интересная. Правда, требует ума и здоровья. Злоупотребляющим чем-либо - не по зубам. Управлять поездом могут только парни с очень крепкими нервами и отменным здоровьем – медкомиссия строгая, отбор – как в космонавты. Поскольку таких среди нынешних молодых все меньше, растет дефицит кадров. То есть, трудоустройство гарантировано. И это второй плюс.

Третий плюс: эта работа - для настоящих мужчин. Амбициозных и характерных. Машинисты на железной дороге - элита. Статус столь же высок, как летчиков в авиации. Их уважают, с ними считаются, им создают все условия. Потому что работа требует огромного напряжения. Она связана с большими физическими и моральными нагрузками. При этом профессия – настоящее искусство. В любой момент надо быть готовым мгновенно принять правильное решение, ведь за твоей спиной – жизни людей и десятки тысяч тонн ценного груза. Ошибок эта работа не прощает. Сегодня и скорости поездов возросли, и составы "потяжелели", и длина поездов увеличилась.

- Представляете, вес поезда 10 тысяч тонн. И ты ведешь эту махину! - с нескрываемым чувством гордости рассказывает машинист Красноярского эксплуатационного локомотивного депо Сергей Поспелов. - Поезд провести - это как песню спеть и не сфальшивить: тихонечко, без толчка тронуться, учитывать на пути все повороты, подъемы... Доступно только профессионалу. Чтобы получать от этого удовольствие, учится нужно и опыт солидный иметь. У нас одни профессионалы работают.

 

Особая каста

Профессионалов на любом производстве берегут. На Красноярской железной дороге - особенно. Иначе откуда бы взяться такому количеству семейных династий?! Общий стаж некоторых превышает 300-400 лет! Хотя преемственностью нынешних не тронешь. Самый модный критерий нынче – оплата труда. Во все времена, а уж тем более сейчас, работа машиниста электровоза - самая высокооплачиваемая на магистрали. Средняя зарплата - чуть меньше 50 тысяч рублей. Делаю акцент – средняя. Многие получают и больше, ведь компании действует специальное положение о премировании. И это еще один жирный плюс.

- У нас и социальные гарантии солидные, - рассказывает начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт. - Назову только некоторые из них: на пенсию машинисты уходят в 55 лет. Если остаются работать дальше, у них есть возможность получать корпоративную пенсию. Отпуск – 50 календарных дней. Заинтересованность в профессии мы поддерживаем и жилищной программой. Только за пять лет построены новые дома для машинистов на станциях Боготол, Мариинск, Иланская, Саянская, Абакан, Аскиз, Кошурниково, Бискамжа и других. Кроме того, мы стараемся создать наиболее комфортные условия труда - строим центры реабилитации и дома отдыха локомотивных бригад. За последние годы такие центры появились в Иланском и Абакане, сейчас аналогичный строится в Ачинске.

 

В духе времени

Пятый плюс, без которого в наше время уже ни жить, ни работать не интересно – это новые технологии. Никто не хочет работать дедовским способом. И только несведущий человек считает, что железная дорога – шпалы, рельсы, да вагоны. На самом деле, это лишь внешний антураж.

На Красноярской магистрали применяются новейшие технологии, и темпы инновационного развития с каждым годом растут. Если машинисту полностью поручить управление современным локомотивом, то его внимание было бы сосредоточено не на наблюдении за условиями движения - только на управлении массой всевозможных приборов и систем. Поэтому процесс во многом автоматизирован. На Красноярскую железную дорогу постоянно приходят локомотивы нового поколения. Нынче появились грузовые электровозы "Ермак". Это очень мощные трехсекционные локомотивы, причем, управлять ими можно из кабины любой секции, как вручную, так и автоматически. Они используются на сложных участках красноярской магистрали, где много горных перевалов, лавионоопасных мест. Машинисты с большим опытом работы удивляются – вот техника дошла!

Тем не менее, влияние человеческого фактора на все производственные процессы, по-прежнему, велико. И пусть внедряются современные технологии, модернизируется оборудование, человек все равно главнее.

- На железной дороге нужно безукоризненно знать свое дело. Конструкции локомотива, профиль пути, все подъемы и спуски, - рассказывает машинист Боготолькского локомотивного депо Александр Дышлевич. - Я работаю на участке Мариинск-Красноярск много лет, но это не дает мне права расслабляться. Ситуация может измениться в любую секунду. Необходимо обладать чутьем, интуицией. Любой машинист знает, если есть какая-то тревога – лучше на сто раз всё проверить.

Александр Васильевич считает, что обеспечить безопасное движение на железной дороге без участия машиниста не смогут никакие сверхумные и надежные машины. Поэтому профессия и пиететное отношение к ней сохранятся еще очень долго, да столько, сколько будет существовать сама "железка". И это очередной большой плюс. Из области – стабильность. Потому как ни через 10, ни через 20 лет магистрали такой протяженности и рельефа, как в нашей замечательной России, сделать "стрелами" со скоростью движения 300 километров в час, не получится. Это возможно лишь в территориально крошечных странах, типа Японии.

 

Плюсы минусов

Скажете, ни одного минуса – сплошные плюсы, так не бывает. И это справедливо. Они есть, но их меньше. Например, эта профессия, как говорится, круглосуточная. Все до одного матчи чемпионата мира по футболу посмотреть точно не получится. Кто-то с пивом – на диван, машинист – в поездку. Опять же из кабины электровоза во время движения в кафешку на встречу с другом не выскочишь. Не всякую ночь – на собственной постели спишь. Правда, комнаты отдыха локомотивных бригад для этого самого, полноценного отдыха, приспособлены даже лучше: ничто и никто не мешает.

Из серьезных минусов. Растут объемы работы магистрали - увеличиваются нагрузки на машинистов. Квалифицированных кадров не хватает. Правда, на Красноярской железной дороге подготовке и повышению квалификации этой категории специалистов уделяется большое внимание.

Два года назад в эксплуатационном локомотивном депо Абакан-2 (он входит в КЖД) открылся социально – производственный комплекс для локомотивных бригад, аналогов которому нет на всей сети Российских железных дорог. Комплекс включает в себя 34 комнаты отдыха для машинистов и их помощников машинистов, 4 учебных тренажерных класса для проведения теоретических занятий, столовую, зал для физической реабилитации, кабинеты для техников по расшифровке лент скоростемеров. Новый суперсовременный объект создает все условия для технической подготовки локомотивных бригад, отработки их действий в нестандартных ситуациях, комфорта и оздоровления машинистов. На строительство комплекса затрачено 188 млн руб. Созданы такие центры, как уже было сказано выше, и на других направлениях.

Конечно, большое внимание начинающим.

- Подготовки кадров – система многоуровневая, - говорит Владимир Рейнгардт. - Подчеркиваю: система. Она прошла испытание временем, и, даже в самые сложные годы – в период экономического кризиса 2008–2009 годов – мы не допустили в ней сбоев.

Получив диплом, молодой специалист приходит на работу в подразделение Красноярской железной дороги и получает, по сути, программу своего карьерного роста, рассчитанную на несколько лет вперед. Кроме того, здесь по-прежнему молодежь обучают по целевым направлениям. Это дает студенту бесплатное обучение, дополнительную стипендию, бесплатное проживание в общежитии. И самое главное – гарантированное трудоустройство. Даже в год экономического кризиса, когда вокруг шли массовые сокращения, Красноярская дорога приняла на работу 350 молодых специалистов, обучавшихся по целевым направлениям. Но мало подготовить кадры. Важно заинтересовать условиями. Под условиями, в первую очередь, подразумевается квартирный вопрос. Красноярская железная дорога на этом не экономит. Подобных условия, например, ипотечных кредитов не сыщешь ни в одном банке. Особенно, если речь идет о малых станциях. Ведь почти четверть всех работников Красноярской дороги – это молодёжь до 30 лет!

Получается, как ни крути – плюсов больше. Они есть даже в минусах (дефицит кадров). Так что тот, кто выберет профессию машиниста, получит самый дорогой набор – стабильность, почет, деньги и интересное дело.

Виктор Карпов

Версия для печати
screenRenderTime=1