СМИ о нас

24.04.2014Газета "Ирбейская правда"

Строители трассы мужества

С железной дорогой связала судьба В этом году Красноярская железная дорога отмечает свое 115-летие. Почти 50 лет назад, в 1965, ее неотъемлемой частью стала ветка Абакан-Тайшет, по праву названная "трассой мужества". Это стало знаменательным событием для всей страны, региона и нашего района в частности. В строительстве магистрали участвовали тысячи людей. В том числе жители железнодорожного поселка Малый Ирбей Герман Комиссаров и Нугзар Цкипурашвили.

Оба они попали на стальную магистраль случайно. Но связали с ней всю свою жизнь, отработав железнодорожниками до самой пенсии. И у обоих дети сейчас трудятся на "трассе мужества", продолжают славные традиции преданности своей работе, самоотверженности и строгой дисциплины. Через годы… Герман Комиссаров родился и вырос в Абакане. В 1963 году пошел учиться в Иркутский железнодорожный техникум на специалиста по СЦБ – сигнализации, централизации и блокировке. Через год студента перевели на заочное обучение и направили работать – на станцию Ирбейскую строящейся ветки Абакан-Тайшет. Открытая в 1963 станция еще нуждалась во множестве доработок. По железной дороге ходили еще паровозы, тепловозы и автомотрисы, но велась уже электрификация. И то лишь местного значения, дистанция не была цельной, достраивались участки пути. Эта дорога не зря получила неофициальное название "трассы мужества", ее возведение требовало неимоверных усилий. Западные инженеры вообще утверждали, что ее невозможно построить по такому сложному рельефу. Тайга, горы, реки… В нашем районе главной трудностью стало болото, особенно в междуречье Кана и Агула. - В болото сваливали бетонные блоки, глыбы камней, - вспоминает железнодорожник, – все уходило, как в прорву. Когда, наконец, поднялись над топью, для укрепления насыпи отсыпали уйму гравия – так появились карьеры возле нефтебазы и в Сухом логу. Впрочем, сам Герман Федорович в этом не участвовал, занимался своим делом – прокладывал кабели, устанавливал и подключал оборудование в системе перевода стрелок, передачи сигналов светофоров. Так поднаторел, что на сессиях в техникуме по знаниям СЦБ мог дать фору преподавателям. В декабре 1965 года состоялось торжественное открытие железнодорожной ветки Абакан-Тайшет. Какой это был праздник! Все знали цену этой дороги и значения ее в развитии региона и страны в целом.

Новую дорогу нужно было обустраивать. Этим и были полны трудовые будни, которые для Германа Комиссарова продолжались до пенсионного возраста и, по просьбе начальства, еще два года сверх того – на заслуженный отдых он ушел в 1998. Работу выполнял сложную, важную и ответственную. Обслуживал дистанцию из шести станций, от Унерчика до Бережа. В рабочие дни был расписан каждый час, и это не считая авралов в случае различных неполадок. Могли вызвать и ночью, и в выходные, и в праздники. Для этого в квартире Комиссаровых стояли сразу три телефона, кроме обычной АТС действовала служебная связь с механиком и диспетчером. К своей работе он всегда относился ответственно. Однажды его неравнодушие спасло поезд от крушения. В 70-х годах случилось резкое таяние снегов. Пропускной способности узкой дренажной трубы под железной дорогой неподалеку от Малого Ирбея не хватало, вода неуклонно поднималась, приближаясь к релейному шкафчику у светофора. Поздним вечером Герман Федорович не выдержал, пошел проверить состояние аппаратуры. Вдруг щебенка под ногой ушла в пустоту, на следующем шаге – снова. Вода, не успевая проходить через трубу, сама пробила себе путь, размыла железнодорожную насыпь. Рельсы держались только на связи с общей линией, и на них висели шпалы. А от станции приближался пассажирский поезд. Герман Комиссаров сориентировался мгновенно, пассатижами замкнул цепь блокировки, давая красный свет. Локомотив остановился в считанных десятках метров от провала. Промыв парализовал движение на четыре дня, но главное – удалось избежать крушения. Вспоминает Герман Федорович и другой случай. Как-то из-за ошибки диспетчера, который неверно перевел стрелки, автомотриса вылетела навстречу грузовому поезду. К счастью, товарняк уже получил запрещающий сигнал и остановился. Дрезину и людей спас машинист Нугзар Цкипурашвили, проявив недюжинный профессионализм, отвагу и смелость, он сумел остановить автоматрису перед самым локомотивом.

Через расстояния...

Нугзар Шотович родом из Грузии. На стальную магистраль попал благодаря армии, когда его направили служить в роту эксплуатации на станции Ирбейской в декабре 1965 года. Он еще не знал, что нашел свою судьбу. Железную дорогу у нас строили, в основном, солдаты. Стояла казарма, столовая, в которой была установлена киноаппаратура, и по вечерам демонстрировали фильмы. На них сходилось все население постепенно разраставшегося поселка. "Трассу мужества" на момент прибытия Нугзара Шотовича уже запустили, но еще требовалось немало доработок. Он участвовал в строительстве ответвления к хлебоприемному пункту. Вообще то, его назначили кашеварить. Но если зимой он мирился с теплой кухней, то летом правдами и неправдами передавал пост кому-то из бойцов, а сам выходил на работу в поле, – физический труд молодому сильному парню был не в тягость. Демобилизовался Нугзар Цкипурашвили в 1968 году, уже женатым на ирбейской девушке Марии. В 1973 году, когда предложили отучиться на машиниста автомотрисы, согласился без раздумий. И 33 года, до самой пенсии, водил дрезину по дороге, в строительстве которой принимал участие (к слову, столько же отработала на стальной магистрали его супруга). - Я никогда не позволял себе несоблюдения правил безопасности, - отмечает Нугзар Цкипурашвили. – Жизни пассажиров-сослуживцев превыше всего. Он вообще отличался высокой бдительностью. У него был талант замечать то, что могло привести к нештатной ситуации. - На железной дороге может случиться всякое, - поясняет труженик, - по опыту знаю, не зря так много строгих инструкций, а они, как известно, написаны кровью. У железнодорожников строгая дисциплина, с них спрашивают за эту дисциплину.

Дорога должна быть безопасной для движения, для пассажиров, и это самое главное! За безопасностью действительно следили и следят всем большим коллективом. Каждый железнодорожник четко осознает необходимость соблюдения инструкций. Чтобы все оборудование работало без перебоев, и было точно известно, какой путь занят, какой свободен, где находятся поезда. Чтобы тормозные системы и ходовые части локомотивов и вагонов не вызывали ни малейших нареканий. Много на стальной магистрали самых разных требований, все не перечислить, но работники знают их назубок и выполняют с точностью до запятой. "Железная дорога – железные правила", - эта профессиональная заповедь передается от старшего поколения младшему.

Сегодня оба строителя "трассы мужества" давно на заслуженном отдыхе. Однако на Красноярской железной дороге их помнят и ценят. - Про Нугзара Цкипурашвили и Германа Комиссарова могу с уверенностью сказать, что это профессионалы высочайшего класса, - рассказал начальник станции Ирбейской Андрей Клебанов. – Герман Федорович (в поселке его чаще называют Геннадием Федоровичем), уже будучи на заслуженном отдыхе, неоднократно консультировал специалистов СЦБ на станции, выезжал с механиками непосредственно на работы. Делится с молодежью своим богатым опытом. Нугзар Шотович – тоже профессионал с большой буквы. Свое дело он знал отлично.

Сами ветераны гордятся тем, что всю свою жизнь посвятили железной дороге. На ней сейчас трудятся их дети, у Германа Федоровича дочь Валентина – дежурная по станции, у Нугзара Шотовича сын Роман – путеец. Они так же преданны стальной магистрали, как и их родители.

Версия для печати
screenRenderTime=1