СМИ о нас

25.04.2014Газета "Победа"

Дорога судьбы нашей

В 2014 году отмечается большой юбилей Красноярской железной дороги. Годом её рождения считается 1899-й год. Тогда открылось регулярное железнодорожное сообщение от Красноярска до Иркутска, и прошёл первый поезд по территории будущего Нижнеингашского района. История Красноярской железной дороги неразрывно связана с историей нашего района и во многом определяет его специфику.

Станции Ингашская и Тинская, Решоты и Ключи, принимали "столыпинские" вагоны с переселенцами. С наших железнодорожных станций в напряжённых условиях Великой Отечественной войны бесперебойно отгружали лес и зерно, необходимые фронту и производству. Отправляли на войну более 12000 призывников из района, встречали победителей. Не зная ни дня, ни часа простоя, работала железная дорога, потому что на ней работали люди, жители нашего района. И всё, что происходило в стране, проходило через их руки и сердца. У каждой станции, каждого полустанка – общая история и своя отдельная страница. Вспомним не которые из них.

Славные трудовые традиции были у коллектива станции Тинская, с которой особенно интенсивно в 60-80 годы двадцатого века отправлялись вагоны с лесом, сельхозпродукцией к станциям назначения по всему СССР. На железнодорожных предприятиях района традиционно много было и остаётся рабочих династий. Одна из представительниц такой династии Мария Яковлевна Верхотурова – ровесница Нижнеингашского района. Она родилась в апреле 1924 года в семье путевого обходчика Якова Сергеевича Кондрашина. Во время войны, едва ей исполнилось восемнадцать лет, стала работать путевым обходчиком.

В один из обходов заметила раскрошившийся рельс и сумела предотвратить аварию воинского эшелона. Вышла замуж за железнодорожника Виктора Фроловича Верхотурова, фронтовика, орденоносца Великой Отечественной войны I и II степеней. Он был назначен начальником первой из станций "по северной ветке" - станции Берёзовка строившейся Нижнепойменской железной дороги, как поначалу называлась дорога Решоты-Богучаны, а затем был начальником станции Тиличет в самые напряжённые по объёмам вывозки леса годы.

Строительство дороги Решоты-Богучаны обеспечивало перспективу выхода к богатым лесным ресурсам Приангарья. Новую дорогу вели силами Решотинского ОВЭ (Отделения Временной Эксплуатации), созданного в апреле 1960 года. Новые станции по северной ветке сразу же приступали к напряжённой работе. В передовых были коллективы станций Поканаевка, которой в 70-е годы руководил С.М. Шляхтов; Межгранка, начальником которой был В.А. Хрущёв, и станции Глинная, где начальником был Ф.П. Метелев.

В сжатые сроки была проведена электрификация участка железнодорожной магистрали, проходившего через район. Как только был создан большой электрификационный узел на станции Решоты, началась электрификация и по железнодорожной линии Решоты-Богучаны с переводом на электрическую тягу, что позволило ускорить сроки введения её в эксплуатацию. СМП-271 (Строительно-монтажный поезд) занимался созданием социальной инфраструктуры железнодорожных предприятий на территории района. На пустыре северной окраины посёлка Нижняя Пойма строителями этой организации возведён новый микрорайон – первые в районе и в посёлке благоустроенные квартиры в двухэтажных каменных домах.

Славными трудовыми традициями известна деятельность Решотской дистанции пути (ПЧ-34). Она была образована в 1970 году, а уже в 1977 году стала участником Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР по теме "Передовой опыт организации труда и внедрения планов социального развития". Дистанция признавалась лучшей на дороге. По итогам 1973 года была награждена переходящим Красным Знаменем и Первой премией Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюзов. Знамя принимал начальник дистанции Владимир Георгиевич Широков, "Почётный железнодорожник", неоднократно избиравшийся депутатом краевого Совета депутатов и Нижнеингашского районного Совета депутатов. Предприятием построена современная производственная база, мастерские, в которых производятся и товары народного потребления. Возведён новый микрорайон в Нижней Пойме: Дом культуры "Спутник", детский сад. Обслуживаемый участок – 318 километров: 60 километров от Максимово до Юрт и 258 километров на север до станции Карабула.

Легендарный коллектив станции Решоты более двадцати лет возглавлял Почётный железнодорожник Василий Михайлович Бардюков. Сам он начинал свой трудовой путь на железной дороге стрелочником в 1940 году. В 1944-1945 году восстанавливал разрушенные войной железные дороги, потом работал на разных станциях. В 1951 году назначен начальником станции Решоты. Неоднократно коллективы станции, вокзальной службы, товарной конторы награждались переходящим Красным Знаменем МПС СССР. Образование ПМС-256 на станции Решёты было призвано осуществить бесперебойные и безопасные грузовые и пассажирские перевозки. Так с 1 января 1980 года в посёлке Нижняя Пойма и в Нижнеингашском районе появилась новая мощная организация. Быстро, несмотря на большие трудности, пройдя путь становления, коллектив ПМС-256 стал производить капитальный ремонт на одном из сложнейших по геологическим условиям, плану и профилю участков Транссибирской магистрали от Тайшета до Красноярска и на северном участке до Карабулы, протяженностью 257 километров.

За прошедшие годы создана мощная производственная база, строить которую помогали путейцы ПМС-48, Решотской и Иланской дистанций пути. Параллельно с производственной базой силами коллектива построено более 5000 квадратных метров жилья, капитально отремонтирован и взят на баланс спортивный комплекс "Локомотив". В зале тренажёрный, теннисный и большой игровой залы, душевые и комната отдыха. Работают секции по футболу, волейболу, баскетболу, атлетической гимнастике, гиревому спорту. Здесь проводятся поселковые, районные и узловые спортивные мероприятия. ПМС -256 – неоднократный победитель в отраслевом соревновании.

В 90-е годы станция Решоты пережила несколько реорганизаций, но позиций своих не сдала. В коллектив приходят молодые, грамотные инициативные специалисты, окончившие институты и техникумы. Иначе и нельзя работать в современных условиях компьютеризации и автоматизации практических всех производственных процессов. В 2010-2013 годах проведена большая реконструкция станции в связи с её ролью в освоении Нижнего Приангарья и задачами приёма и формирования длинностоставных и тяжеловесных поездов.

Работа станции зависит от слаженной работы всех узлов: Дистанции пути(ПЧ-6), Локомотивного депо, ПМС-256, пункта технического осмотра вагонов, дистанции сигнализации и связи, дистанции энергоснабжения, дистанции гражданских сооружений, Шпалопропиточного завода и дирекции по обслуживанию пассажиров. В посёлке Нижняя Пойма и в районе известны своим трудом представители разных железнодорожных служб. Пункта технического обслуживания – М.Л. Семченко, А.И. Коршунов, А.И. Сергеев, А.А. Печурин, К.В. Понаморёв. Хозяйства связи – В.М. Хомченко, СЦБ – О.П. Шевцов, электроснабжения – А.П. Сергиенко и водоснабжения – А.А. Шахоцкий. Неоднократно поощрялись за хорошую работу Л.В. Михайлов, А.В. Ваулин, А.И. Шутков, В.М. Невроцкий, В.М. Макаров, В.В. Полещук, Р.С. Бабаев, В.А. Шаповалов и многие-многие другие достойные труженики.

В обеспечении комплексного развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае, важная роль отводится железнодорожной ветке Карабула – Ярки, открывающей доступ к богатым природным ресурсам территории. А начинается это направление Красноярской магистрали с дороги Решоты – Карабула, которая полностью готова к приёму грузов алюминиевых и лесных предприятий северного региона.

В 2014 году будет построен автомобильный путепровод над Транссибом в районе станции Решоты, где федеральная трасса М-53 "Байкал" пересекает желез- нодорожную магистраль.

Сегодня станция Решоты – это участник крупнейшего инвестпроекта по развитию Нижнего Приангарья.

Владимир Рейнгардт, начальник Красноярской железной дороги: - Красноярская железная дорога готова принять грузы промышленного кластера Нижнего Приангарья. Участвуя в программе индустриализации этой территории, Красноярская железная дорога планомерно развивала инфраструктуру участка Решоты – Карабула. В 2010 году на направлении Решоты– Карабула введена в эксплуатацию новая станция Каменная Речка, что позволило вдвое увеличить пропускную способность перегона Чунояр – Карабула. В том же году была завершена реконструкция узловой станции Решоты, которой отводится роль главной перевалочной базы в транспортировке грузов Нижнего Приангарья.

Начальник станции Решоты Наталья Павкина: - После проведенной реконструкции Северного парка станции Решоты были удлинены пути в среднем с 41 условного вагона до 78 условных вагонов, что позволило формировать и принимать составы гораздо большей длины, для удовлетворения потребности в перевозках увеличившегося потока грузов на участок Решоты – Карабула. Уже сейчас станция Решоты играет важную роль в процессе индустриализации Нижнего Приангарья. Станция формирует составы назначением на участок Решоты– Карабула, груженые металлоконструкцией для строительства промышленных объектов, оборудованием, автотранспортной техникой, цементом. Начался массовый завоз трубной продукции для строительства магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет. Коллективы железнодорожных станций Сулёмка, Ингашская, Тинская, Шарбыш, Решоты, Нижняя Пойма, Берёзовка, Поканаевка, Кедровый, Колючий, Тиличеть, Межгранка, Глинный, других полустанков и остановочных платформ...

Все они внесли свой весомый вклад в развитие Красноярской железной дороги, отмечающей своё 115-летие и сегодня являющейся локомотивом развития нового региона.

Версия для печати
screenRenderTime=1