СМИ о нас

30.08.2012Газета "КП в Красноярске"

Осторожно, поезд!

Наверное, эту надпись следовало бы сделать на каждом электровозе. Грузовой вагон поезда весит 60 тонн, а их в составе бывает больше сотни. И если уж человек по какой-то причине оказался на железнодорожных путях, то он должен помнить, что поезд – не машина. Тормозить в таком случае – бесполезно, свернуть ­– невозможно, и шансов выжить у попавшего под колеса нет практически никаких. По статистике, именно грубые нарушения элементарных правил безопасности являются причиной трагедий на железной дороге.

Трагедия у Черной речки

Страшный случай произошёл 12 августа нынешнего года на перегоне станций Чернореченская – Тарутино. Бабушка с внучкой, пропустив один состав, поспешили взойти на насыпь, и не заметили, что по встречным путям тоже идет поезд. Обе погибли на месте. Эта трагедия стала потрясением для машиниста, который долго не мог оправиться от шока. Был отстранен от работы на несколько дней, ему помогали справиться со стрессом психологи железной дороги. Вины машиниста в случившемся, конечно, нет. Он среагировал моментально, – как только увидел маячивших вдали пешеходов, сразу же применил экстренное торможение, но еще почти километр грузовой состав продолжал движение по инерции. Тормозной путь такого поезда составляет от 600 до 1200 метров, и наезд на человека, находящегося на путях, как правило, неизбежен. Машинист оказывается заложником ситуации, - сам он спасти людей уже не может.

К сожалению, это не первый несчастный случай на железной дороге. С начала года из-за нарушения правил безопасности пострадало 50 человек, 37 из которых погибли. Статистика свидетельствует: чаще всего люди переходят пути на свой страх и риск на участке Снежница – Кача, где только в нынешнем году травмировано 3 человека. Так же очень часто трагедии случаются на станциях Канск (пострадало 3 человека), Боготол (2 человека) и Абакан (2 человека).

Конечно, страшнее всего, когда гибнут и калечатся дети. По словам Людмилы Безруковой, начальника сектора охраны труда и промышленной безопасности Красноярской железной дороги, это происходит, когда со стороны взрослых нет должного контроля.

Двоюродные братья Сережа и Дима 14 и 15-ти лет гостили у родственников в поселке Журавлево. Задумав удивить сверстников эффектными фотографиями, подростки отправились на станцию, где Дмитрий залез на стоящий на путях крытый вагон, а Сергей, оставшись на насыпи, стал делать один кадр за другим. Находясь под контактным проводом, Дмитрий достал из кармана мобильный телефон и начал размахивать аппаратом. Вмиг образовалась электрическая дуга. Разряд тока прошёл по всему телу мальчика и вышел через ногу, разорвав в клочья кроссовок. Подоспевшие железнодорожники и полицейские вызвали "скорую". Подросток выжил, но от ожогов пострадало 40 процентов кожного покрова. Кроме того, при падении он повредил позвоночник.

Другой случай: двое семнадцатилетних подростков на перегоне между станциями Бугач и Минино решили перейти железнодорожное полотно в непосредственной близости к приближающемуся поезду. В результате оба парня погибли.

 

Пусть зарастет "народная тропа"

Так почему это происходит? Казалось бы, в том, что с железной дорогой шутки плохи, никого особо убеждать не нужно. Грозный вид несущегося по рельсам многотонного локомотива говорит сам за себя…

— Но в том-то и проблема, — говорят психологи, — что человек ко всему привыкает. Когда - то, на заре эры технического прогресса, люди, увидев на экране паровоз, в ужасе убегали из кинотеатра. Ныне же, на грохочущий по рельсам поезд, несущийся по дороге автомобиль, не обращают внимания даже собаки. И эта привычка иногда становится причиной потери бдительности. Именно поэтому жители прилегающих к железной дороге домов и поселков частенько становятся жертвами своей безалаберности.

Зачем взбираться на виадук, когда можно прошмыгнуть под колесами стоящего состава? Так ведь гораздо быстрее!

Идти вдоль насыпи неудобно – куда веселее шагать по шпалам!

Человек привыкает, теряет бдительность и однажды случается непоправимое.

— Обычные методы вроде предупредительных табличек, указателей, разъяснительных бесед, уже не действуют — говорит сотрудник пресс-службы Красноярской железной дороги Ольга Гацко, — каждый год Красноярская железная дорога тратит колоссальные средства на реализацию мероприятий по безопасности - строим пешеходные настилы, путепроводы, платформы, устанавливаем ограждения. На краевых каналах демонстрируем видеоролики, призывающие красноярцев не испытывать судьбу и строго соблюдать правила поведения на железной дороге. Увы, и такие методы не всегда помогают.

Станция "Енисей". Буквально в 150 метрах от виадука – натоптаны "народные" тропы. Их не меньше десятка, через каждые 50 метров.

— Наших "торопыг" ни стужа, ни дождь, ни какие другие природные катаклизмы не остановят, — говорит монтер пути Василий Жилнин. - Бегают через пути, как зайцы, В день человек по 100 останавливаем, ругаем, а им хоть бы что. Все надеются на русский "авось".

— Станция Енисей не единственная проблемная на красноярской магистрали, — поясняет Ольга Гацко — такая же ситуация на станциях Злобино и Базаиха. Все они Опасно находиться на близком расстоянии от рельсов потому, что можно попасть в габарит поезда, быть сбитым выступающими частями локомотива, подножками вагонов находятся в черте города и напротив каждой располагаются жилые микрорайоны. Хотя на перроне и есть виадук, предусмотрены безопасные места перехода через железнодорожные пути, многие горожане предпочитают прокладывать свои тропки, выбирают для себя наиболее удобные и не всегда безопасные пути.

А штраф за хождение по путям – всего 100 рублей.

 

Чтобы помнили…

Александр Лазарович, командир взвода отдельной роты ППС рассказывает, что ежедневно составляются десятки административных протоколов:

— Вроде штраф небольшой,– говорит Александр Лазарович, – но сто рублей тоже на дороге не валяются, а для бюджета пенсионеров и студентов и такая потеря заметна.

За полгода сотрудниками СибУВД на транспорте составлено уже свыше трех тысяч таких протоколов. Как правило, полицейские предупреждают людей о последствиях нарушения элементарных правил безопасности на железной дороге. Штрафуют только тех, кто совершил правонарушение не в первый раз.

Повышение размера штрафа, в какой - то мере, решило бы проблему, – считают на Красноярской железной дороге. Ведь 100 рублей - сумма по нынешним временам мизерная, и вряд ли она кого – то остановит. Кстати, в дореволюционной России штраф за переход железнодорожных путей в неположенном месте составлял также сто рублей. Да только зарплата учителя в то время равнялась 50 рублям.

—Самое возмутительное, — говорит Людмила Безрукова, — что мимо виадука, через пути взрослые тянут за руку своих детей. Этим они не только подвергают их жизнь опасности в тот момент, когда переходят рельсы, они "программируют" на неуважение к правилам безопасности на железной дороге в принципе. Оправдание у них одно: "Время – деньги!". Не думают, что, сэкономив пару минут сейчас, они в недалеком будущем могут потерять своего ребенка.

"Для того, чтобы объяснить детям, как нужно вести себя на железной дороге, наши специалисты сами идут в школы, где на уроках ОБЖ рассказывают о правилах безопасности. Демонстрируются видеофильмы о том, почему нельзя подниматься на вагоны, в чем опасность контактных проводов, как переходить железнодорожные пути, как вести себя на платформе поезда, — говорит Гацко.

Людей, готовых рисковать своим здоровьем, чтобы "выиграть" лишних 200 метров пути , еще очень много. Хотя каждый трагический случай – лишь подтверждение тому, что соблюдение простых правил безопасности на железной дороге - не излишняя предосторожность. Сэкономишь минуту, потеряешь жизнь.

Кстати:

— Чтобы перейти через железнодорожную колею, пешеходу требуется пять-шесть секунд. Поезд за это время преодолевает 150-180 метров.

– Опасно находиться на близком расстоянии от рельсов потому, что можно попасть в габарит поезда, быть сбитым выступающими частями локомотива, подножками вагонов

— Вагоны на железнодорожных станциях "просто так" не стоят. Они находятся в работе и могут начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

— Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

— Электрическая дуга от проводов на железной дороге может поразить при приближении к ней на 2 два метра. Напряжение в контактных проводах достигает 27,5 тысячи вольт.

— Тормозной путь поезда составляет 1000 метров. Даже мгновенная реакция машиниста не сможет остановить поезд.

— Рельсы на магистрали идеально отшлифованы, поэтому поставив на них ногу можно поскользнуться и получить травму. Если вам все же приходится переходить через железнодорожное полотно, наступайте только на шпалы и пересекайте пути только под прямым углом.

Дмитрий Голованов

Версия для печати
screenRenderTime=1