Новости

13.07.2005|11:38

Уже в августе нынешнего года ученые–отраслевики МИИТа предоставят профильному департаменту ОАО «РЖД» аналитические материалы о возможных технических решениях строительства трансполярной железной дороги «Салехард – Игарка».

Для справки: прокладку железнодорожного полотна с 1948 по 1953 год вели заключенные ГУЛАГа. Сколько людей тогда «пропало без вести» – не известно до сих пор. Научный руководитель экспедиции, профессор Московского университета путей сообщения Валентина Тарасова отметила, что даже предоставленные им материалы Центрального архива РФ, (гриф «секретно» с них сняли немногим более года назад), не позволяют объективно оценить масштабы трагедии: «Для этого надо получить доступ к информации «отделов кадров» стройки «Салехард – Игарка», но сомнительно, что он когда-нибудь будет разрешен».

На итоговой пресс-конференции участники экспедиции дали оценку сегодняшнему состоянию полярной дороги «Салехард – Игарка». По их словам,  состояние железнодорожного полотна и обнаруженного подвижного состава в районе населенных пунктов Янов Стан и Ермаково Туруханского района, не внушает оптимизма: законсервированная дорога не обслуживалась, была заброшена. Поэтому уцелели лишь отдельные участки пути. Рельсы частично были демонтированы и уложены штабелями еще в 50-е годы. Шпалы сгнили полностью. Паровозы и вагоны – в ужасном состоянии. Так, в районе Ермаково  обнаружен лишь один паровоз, сохранившийся целиком. Он произведен в середине 20-х годов.

По мнению исследователей, многое здесь представляет интерес   для историков: «Эти места вполне можно презентовать, как «музей под открытым небом». Тем не менее, строительство железной дороги на Полярном севере – задача решаемая. Ученые напомнили, что одна ветка магистрали «Салехард – Игарка» сегодня действует, - Чум–Лабытнанги в Ямальском автономном округе.

Отчет об инженерных изысканиях, натурных обследованиях объектов железнодорожного транспорта, будет подготовлен к августу. По словам Валентины Тарасовой, необходимость строительства железнодорожной магистрали на полярном севере неоспорима: «Большую часть года в Туруханский район можно добраться только по воздуху.

На экономику любого региона отрицательно влияет монополия одного вида транспорта. Цены на товары даже первой необходимости в этих местах очень высоки. Поэтому жители Туруханского района с надежной восприняли информацию о возможном возобновлении строительства железной дороги».

Участники экспедиции напомнили, что железнодорожный транспорт, в сравнении с другими видами транспорта, является самым доступным – и в сфере грузоперевозок и в пассажирской сфере. Полярному северу без такой инфраструктуры не обойтись, -  другими способами экономически не выгодно, да и невозможно вывозить сырье (только в Туруханском районе более сотни месторождений полезных ископаемых).

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=0