Детская железная дорога

Красноярская детская железная дорога – первая в России "малая" дорога.

Своим рождением она обязана людям, которые мечтали работать на железной дороге – ученикам фабрично-заводского училища Красноярского паровозоремонтного завода. Своими руками, в свободное от работы и учебы время, они собрали модель действующего в те времена паровоза СУ, уменьшенную в двадцать пять раз.

5 004

В 1936 году в жизни Красноярска произошло знаменательное событие: во время первомайской демонстрации свой первый рейс по Сенной площади (ныне это сквер Сурикова) совершил "детский" поезд во главе с маленьким  паровозом.

Тысячи горожан, собравшиеся на торжество, восприняли появление "игрушечного" поезда как чудо. Катавшиеся на нем ребятишки приходили в восторг. Но когда праздник закончился, встал вопрос – а что же делать с паровозом дальше? Он хоть и маленький, но вполне дееспособный. И главное – очень понравился городской детворе.

Тогда и было решено построить в Центральном парке города постоянную колею, а в структуре Красноярской железной дороге появилось новое подразделение – Детская железная дорога.

Шли трудные военные годы. В 1941 году одним из первых ушел на фронт первый начальник Детской дороги Петр Григорьевич Кругликов, уходили на фронт первые машинисты. На их места вставали новые юные железнодорожники, Детская дорога несмотря ни на что продолжала работу – везла в маленьких деревянных вагончиках радость ребятам, чьи отцы защищали Родину, у кого война забрала родных и близких. Любили кататься здесь и солдаты, находящиеся на лечении в Красноярске.

5 1767

В послевоенное время страна восстанавливалась от столь ужасного потрясения. Менялась и Красноярская детская железная дорога. В 1949 году должность начальника занял Виктор Тарлюк. Виктор Иосифович бессменно проработал на своем посту 53 года, а это – целая жизнь, в которую уложились и несколько тысяч "ЮЖиков", учившихся здесь дисциплине, ответственности, настоящей дружбе.

В 1961 году маленький паровоз занял место на "вечной стоянке" перед вокзалом станции Первомайская, а ему на смену пришел мотовоз "Юность". В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля "Москвич-401". Но двигатель не помещался в узком кузове. Так малая красноярская "выросла" из узкоколейки – ширину колеи было решено увеличить до 508 мм. Одновременно заменили и вагоны. 

50-е
   - 60-е годы_1

Спустя пять лет мотовоз "Юность" был списан, его место занял мотовоз "Мечта 00-02", который 42 года курсировал на дороге вместе с мотовозом "Юбилейный".

Локомотив_80-е годы2

А в 2006 году, в честь своего 70-летия, Детская дорога получила подарок от Красноярской железной дороги. Теперь юные железнодорожники водят новые поезда по новому пути, а пассажиры ожидают поезд в современном, просторном и уютном здании нового вокзала станции Юбилейная.

20140907-ART_1355_lr

Очередной этап модернизации наступил на Детской железной дороге в 2008 году. Железнодорожный путь был закольцован. Теперь пассажиры могут проехать через всю территорию парка, в связи с чем возникла необходимость постройки дополнительного посадочного пункта. Так на Детской железной дороге появилась новая посадочная платформа "Мечта". 

20140907-IMG001_lr

С этого момента жизнь на Детской дороге "закрутилась" по-новому: изменились направление и интенсивность движения поездов, увеличилось количество рабочих мест юных железнодорожников, введены новые должности, разработана новая схема дороги.

Дорога расположена в центральном парке Красноярска, где всегда очень много людей, особенно в праздничные дни. Поэтому совместно с Красноярской дирекцией инфраструктуры было решено установить на пересечении железнодорожных путей и пешеходных дорожек оповестительную звуковую и световую сигнализацию, которая предупреждает прогуливающихся красноярцев о приближении поезда.

В 2016 году дорога отметила свой 80-летний юбилей. Подарком для детской магистрали стал новый поезд "Сибирячок".

Интересные факты об истории дороги:

Красноярская ДЖД – первая из ныне существующих в нашей стране детских дорог.

На Красноярской ДЖД всегда эксплуатируется только самодельный подвижной состав. К примеру, в 1961 году в основу силового агрегата мотовоза "Юность" был положен двигатель от автомобиля "Москвич-401". Локомотивы, курсирующие здесь сегодня также являются эксклюзивным изделием мастеров локомотивного и вагонного депо станции Красноярск.

Красноярская детская железная дорога – самая узкая из всех действующих "малых" дорог. В отличие от других ДЖД, где ширина колеи составляет 750 мм, на красноярской дороге она– 508 мм. А до 1961 года дорога была еще "миниатюрней" - всего 305 мм!

Только на Красноярской детской железной дороге есть поворотный круг – устройство для разворота вагона или тепловоза или его перестановки на другой путь. Он изготовлен из башни крана путевой машины ПРЛ, с отдельным приводом и штурвалом. Разворот подвижной единицы производится вручную.

screenRenderTime=2