СМИ о нас

17.11.2017Газета "Ирбейская правда"

На хуторе царских кровей

 

Возрожденное наследие стальной магистрали

В районе не редкость ситуации, когда старые поселки, оторвавшись от градообразующей отрасли, стали частями соседних селений. Однако продолжают вести обособленную жизнь отдельных населенных пунктов. В частности, неоднократно такое наследие оставляла железная дорога. Один из примеров – поселок при станции Коростелево. Сегодня по документам это часть одноименного села, улица Транспортная. Но в народе ее по-прежнему именуют старым неофициальным названием, красноречиво напоминающим о былой славе, – Царь-городок. Который в последние годы вновь начал разрастаться.

Через Москву

Несколько лет назад нашему корреспонденту доводилось посетить поселок при станции Коростелево. Он появился благодаря железной дороге, когда проложили ветку Абакан-Тайшет. И железнодорожники исконно называют его (как и станцию) на свой манер, с небольшим искажением – Коростылёво. Здесь в советские годы кроме обычных сельских домов были и двухэтажные многоквартирные, стоял большой магазин. Товарами его снабжала стальная магистраль, и сельповским торговым точкам по окрестным деревням такое изобилие во времена дефицита и не снилось. Отсюда закрепилось негласное название, которое в ходу и поныне, – Царь-городок.

Хотя когда поселок вышел из ведения железной дороги, вся его «царственность» осталась в прошлом. Как и статус отдельного населенного пункта, просто улица Транспортная села Коростелево продлилась. И то ненамного. Люди в большинстве оттуда поразъехались, не видя перспектив. Из строений сохранились считанные единицы – двухэтажки и магазин в их число не вошли. Зато Маловскому сельсовету добавилось проблем. Например, сначала в его ведение перешла только территория, не коммуникации. Позже, по словам главы сельсовета Владимира Куркина, удалось добиться передачи линии электропередач. Но энергию поставляет по-прежнему железная дорога. Претензий нет, киловатты идут исправно. Но определенные неудобства остались. Любые вопросы, к примеру, с техусловиями, нужно решать через Москву. Запросы и ответы приходится переправлять туда-обратно за тысячи километров. Вот и ждут, когда придет положительное заключение, чтобы установить фонари уличного освещения. Тогда можно будет прямо посреди поселка оборудовать остановку. Дорогу нынче качественно отсыпали, немного доработать, чтобы сделать разворотное кольцо. Единственное препятствие – территория должна быть освещена. И тогда школьникам не придется идти к автобусу на трассу через лес за пару-тройку сотен метров. Тем более, детей в поселке хватает.

Под шум поездов

Помнится, в прошлый мой приезд в поселке оставался один жилой двухквартирный дом. Его занимала пенсионерка Татьяна Рыжкова с дочерьми и внуками. Они по-прежнему живут рядом, а внуков (и не только) стало больше. У дочери с зятем, занимающих вместе с Татьяной Георгиевной одно крыло дома, совсем недавно появилась на свет девочка. И сама пенсионерка взяла под опеку маленького ребенка. В садик детей не водят, воспитывают дома, так что отдаленность от «большой земли» (только да крайних строений растянувшегося в длину села Коростелево около километра) не мешает, скорее, наоборот. Татьяна Рыжкова, поселившаяся в поселке девять лет назад, говорит, что все ее устраивает, другого не надо. Никто не беспокоит, тишина, спокойствие... В это время мимо с грохотом пронесся поезд-«товарняк». Вот это тишина! Однако, по словам пенсионерки, поезда уже не мешают. Даже малые детишки мирно посапывают под близкий перестук стальных колес.

– Я и сама сплю чутко, просыпаюсь от каждого постороннего шороха, а когда состав грохочет – даже не замечаю, – пояснила Татьяна Рыжкова.

Зато близость железной дороги нередко приносит пользу. Например, можно разжиться дровами, когда делают вырубку деревьев и кустарника в 50-метровой зоне от линии. Владимир Куркин ходатайствовал перед депутатом Заксобрания, непосредственно связанным со стальной магистралью, Владимиром Рейнгардтом. Он порешал вопрос и дал добро. По которому вся округа берет древесину вдоль железной дороги. Это не только дрова, можно взять жерди, а с молодыми ветвями даже целиком сделать забор. Наглядный пример стоял тут же, у соседней усадьбы.

Как рассказала старшая дочь Татьяны Георгиевны Дарья Чичкова, занимающая второе крыло дома, плетень делал ее старший сын Виктор, который сейчас в армии. Женщина живет с невесткой и двумя детьми – сыном-девятиклассником и дочерью пяти лет. Работает кондитером на хлебозаводе у Владимира Калиниченко. Добираться за десяток километров далековато, ну да привыкла. Днем попутки ходят, в крайнем случае можно и пешком дойти. Иногда с работниками из Коростелево кооперируются и вызывают такси. Когда речь с таксистами идет о поселке, про улицу Транспортную никто не вспоминает. Царь-городок – и все предельно ясно. Постепенно он облагораживается. Дарья Александровна вставила в своей квартире пластиковые окна. Плетень ей, в целом, нравится, но подумывает осовременить ограду. Мужская рука нужна для домашних дел. Благо, сын Данил в отсутствие старшего брата стал матери незаменимым помощником. Сам плетет заборы из ветвей – что ни говори, выглядят такие конструкции весьма колоритно. Может, не стоило бы осовременивать? Дешево (да практически даром) и сердито. Но тут уж как мама решит, хозяин – барин. В заготовке дров юноша тоже знает толк. Нашел близ железной дороги очередную пару сваленных деревьев, попросил соседа Антона Эллера помочь с транспортом, чтобы притащить их дому. Здесь парень уверенно взял бензопилу и ловко «почикал» стволы на чурочки. Попутно выбирая подходящие ветви – тоже в дело пойдут. Не пропадет в жизни.

Основа подъема

В поселке есть еще один двухквартирный дом, который в мой прошлый визит пустовал и был практически заброшен. Он снова стал жилым. В одну из квартир вернулся Евгений Богопольский. Царь-городок для него – малая родина. На некоторое время отлучался отсюда по жизненным обстоятельствам и затем снова поселился в родительском доме. Отец его когда-то был начальником станции Коростелево (напомним, она действуют поныне, но находится в паре километров напротив села), братья работают на железной дороге. Да и сам Евгений нынче устроился на стальную магистраль, пусть пока временно. Заодно обзавелся хозяйством, подворье теперь не пустует.

Еще больше скота держит Антон Эллер, живущий за стенкой у Евгения. Сам Антон – железнодорожник штатный, монтер путей. И тоже потомственный. Не через родителей, но деды, дядья, тетки трудились или трудятся на стальной магистрали. В поселок он приехал с женой Натальей и двумя детьми четыре года назад – здесь нашлось свободное жилье, в которое раньше проживали его родственники. Вскоре нашлась железнодорожная вакансия, устроился путейцем. Работа на сегодняшний день полностью устраивает, семья с оптимизмом смотрит в завтрашний день. Детей уже трое. А усадьба Эллеров, надо сказать, в поселке первой бросается в глаза. Старые строения подремонтированы и соседствуют с новыми постройками. Квартира обзавелась пристройкой с новой общей крышей. Получается, железная дорога, создавшая поселок, теперь дала очередной виток его возрождения, обеспечив людей рабочими местами. И дальше, похоже, намечается развитие. Те же Эллеры взяли участок рядом со своей усадьбой, вероятно, будут строить новый дом.

Возможно, назвать Царь-городок полноценным поселком сегодня будет громко, но, как выразился Владимир Куркин, добротный хутор – на месте. Живет обособленно от села, население насчитывает 17 человек, включая семь детей. И сельсовет о нем не забывает, более того – территория в последнее время на хорошем счету.

Дорога жизни

Железнодорожная ветка Абакан-Тайшет появилась в 60-х годах прошлого века. Протянувшись через весь район с запада на восток, она подстегнула ритм жизни и развития территории.

Тогда появились сразу три новых поселка. Кроме Коростелево – при станции Козыла. Он тоже пережил упадок, но остается жилым, официально – улица Зеленая деревни Елисеевки. Зато Малый Ирбей при станции Ирбейской сохранил статус полноценного поселка в составе Изумрудновского сельсовета. В народе его часто называют просто Станцией. Из ведения стальной магистрали он вышел, зато жители: каждый третий – железнодорожник, каждый второй – был железнодорожником, а каждый первый – будет. Сегодня это, пожалуй, утрированно, но не без доли правды. Стальная магистраль, по которой перевозятся тысячи пассажиров и миллионы тонн грузов, дает в районе сотни рабочих мест. Вдоль линии располагается множество селений – Елисеевка, Первомайка, Малый Ирбей, Изумрудный, сам райцентр, Юдино, Коростелево, Маловка, Хомутово, Петропавловка. Многие жители находят на стальной магистрали трудоустройство. Приезжают на работу даже из отдаленных населенных пунктов – Верхней Ури, Усть-Яруля, Козылы (не путать с одноименной станцией, это абсолютно разные объекты), Александровки...

 


Адрес страницы в сети Интернет:  http://kras.rzd.ruhttp://kras.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=4178&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=200333&print=1

screenRenderTime=1