СМИ о нас

14.02.2018ГАЗЕТА "ГУДОК"

Хакасию выводят на дорогу

Железнодорожники и региональные власти консолидировали усилия для вывоза продукции добывающих компаний

На Красноярской дороге началась разработка долгосрочной программы развития системы железнодорожного транспорта Хакасии в увязке с перспективными планами угольной отрасли и экологическими факторами в регионе.

Разработку программы курируют руководители магистрали и правительство Хакасии, участие в ней принимают угледобывающие предприятия региона, железнодорожники и операторы подвижного состава.

В документ войдут инвестпрограмма, предусматривающая расширение пропускных способностей как магистрального, так и промышленного железнодорожного транспорта, и комплекс мер по совершенствованию технологий перевозочного процесса. Программу предполагается выполнить поэтапно в течение нескольких лет в соответствии с развитием угледобывающей отрасли региона. По словам начальника Красноярской дороги Владимира Рейнгардта, Хакасия - важнейший стратегический партнёр магистрали. В прошлом году погрузка предприятий республики составила 21,2 млн тонн с увеличением к предыдущему году на 14%. Драйвером роста выступают угледобывающие предприятия: 88% грузов, отправляемых из Хакасии по железной дороге, приходится именно на уголь. За последние 7 лет объёмы перевозки этого вида продукции выросли на 77%. "Вклад промышленных предприятий Хакасии в общий прирост погрузки КрЖД составил в 2017 году 62%. Мы заинтересованы в том, чтобы регион и впредь активно развивался, и создаём условия для обеспечения растущего спроса на перевозки. В этом году продолжим проект модернизации лимитирующего перегона Джебь - Щетинкино, строительство вторых путей на однопутных участках южного хода. Кроме того, на дорогу поступят 55 современных локомотивов, в том числе мощные электровозы "Ермак". Это даст возможность нарастить пропуск тяжеловесных поездов на южном ходу и увеличить его провозную способность", - отметил Владимир Рейнгардт.

Рост погрузки, который наблюдается в Хакасии начиная с 2014 года, уже заставил железнодорожников пересмотреть работу всего Абаканского региона магистрали. В частности, как рассказал "Гудку" начальник Красноярской дирекции управления движением Роман Зелер, здесь изменена технология осмотра порожних вагонов. Теперь она производится на транзитных станциях, где порожняк дожидается погрузки. "За счёт эффективного использования времени простоя составов на участковых станциях сократилось время их нахождения на станциях погрузки", - подчеркнул Роман Зелер. Кроме того, по его словам, повышены количество и качество локомотивного парка, организовано движение мощных электровозов 3ЭС5К. Повышены весовые нормы грузовых поездов до 6,3 тыс. тонн. Это позволило при имеющемся парке локомотивов вывозить больший объём груза. Создан пункт технического обслуживания (ПТО) вагонов на станции Кильчуг, ведётся работа над созданием ПТО на станции Камышта. Сейчас на дороге рассматривают также вопрос совершенствования технологии применения локомотивов-толкачей на участке Кошурниково - Щетинкино, которое позволило бы сократить время пребывания поездов на этих станциях.

В 2015 году на дороге построен соединительный путь Авда - Громадская, что дало возможность отклонять на главный ход дороги до пяти поездов восточного направления в сутки. Также этот участок пути позволил ускорить продвижение порожнего вагонопотока, возвращающегося с востока, на южный ход дороги.

Учитывая устойчивую динамику увеличения объёмов перевозок угля в восточном направлении, холдинг "РЖД" продолжает реализацию инвестпрограммы комплексной модернизации участка Междуреченск - Тайшет. После завершения всех объектов пропускные способности Абаканского региона КрЖД возрастут с сегодняшних 25 до 38 пар поездов в сутки к 2020 году.

Развивают в Хакасии и инфраструктуру необщего пользования. Так, в 2016 году открыта ветка необщего пользования Углесборочная - Бейские Копи с выходом на магистральную станцию Камышта. Предусмотрены строительство новой станции Камышта-2, которая снимет ограничения пропускной способности Камышты, а также прокладка пути необщего пользования на станции Хоных и моста через реку Абакан.

Тем не менее вопрос расширения железнодорожной сети по-прежнему стоит остро. К примеру, как было отмечено на совещании, не все станции, где сегодня осуществляется отправка угля, являются углепогрузочными. Так, на станции Абакан ни один грузоотправитель не запрашивал технические условия, не развивал инфраструктуру. Изначально эта станция была сортировочной. Здесь подбираются маршруты порожних вагонов для других углепогрузочных станций - Черногорских Копей, Камышты, Ташебы. Между тем объём погруженного со станции Абакан угля по итогам прошлого года составил 1,3 млн тонн. Погрузка угля организована на существующих путях, топливо сюда завозится автотранспортом. Вагоны, прибывающие в адрес грузоотправителей, ежесуточно занимают два приёмоотправочных пути. Из-за этого снижается перерабатывающая способность сортировочной системы станции.

Такое положение дел, по мнению главы Республики Хакасия Виктора Зимина, сильно бьёт по экологии региона. "Система транспортного обеспечения угледобывающей промышленности Хакасии требует комплексного пересмотра. В регионе продолжается активное освоение разрезов Бейского угольного кластера. При этом значительная часть отгрузки твёрдого топлива всё ещё происходит в черте Абакана - здесь сосредоточено семь погрузочных площадок. Необходимо выносить эту работу за пределы города и развивать фронты погрузки на угольных разрезах, наращивая мощности промышленных железнодорожных линий и станций", - отметил Виктор Зимин. Прекратить отгрузку угля в столице Хакасии глава региона считает необходимым уже в течение 1,5-2 лет.

Он также отметил, что при сегодняшних темпах роста уже через пять лет объёмы добычи угля в республике увеличатся на 15 млн тонн ежегодно, а в среднесрочной перспективе предприятия будут отправлять по КрЖД до 50 млн тонн продукции в год.

"С учётом Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017-2030 годы железнодорожный транспорт может быть выделен в отдельную региональную программу как единый производственно-технологический комплекс, включающий и магистральную, и собственную промышленную инфраструктуру", - считает Роман Зелер. По его мнению, резервы для улучшения эксплуатационной работы имеются и на станциях Минусинск, Подсиний, Ташеба, Камышта. Причём как со стороны железнодорожников, так и партнёров - угледобывающих предприятий и владельцев промышленной инфраструктуры.

Другой вопрос, который также должен быть отражён в комплексной программе, - обеспечение угольных предприятий вагонами для перевозки продукции. На дороге зачастую наблюдается тенденция первоочередного предоставления вагонов операторскими компаниями под перевозку угля на экспорт, вследствие чего может возникать их переизбыток. Тогда как сегмент перевозок в адрес потребителей внутреннего рынка испытывает дефицит подвижного состава. В результате такого перераспределения потери в погрузке несут и дорога, и угледобывающие предприятия, и сами операторы. Для того чтобы обеспечить вывоз максимального объёма угля и повысить эффективность использования подвижного состава, КрЖД предлагает партнёрам рассмотреть вопрос об обезличивании парка полувагонов. Такая технология предполагает гарантированное предоставление полувагонов независимо от их принадлежности на ту станцию, где есть потребность в отправке груза. Это позволит удовлетворить спрос на вывоз продукции и даст возможность не затаривать пути станций вагонами операторов, которые ждут выгодного груза.

Стоит отметить, что ряд операторов уже в течение длительного времени успешно встраивают свою работу в технологический процесс РЖД. Как рассказал заместитель генерального директора ООО "УК "Нефтетранссервис" по организации перевозок Андрей Черников, компания подписала с КрЖД регламент о переадресации порожних вагонов. "Наш подвижной состав мы можем подать на любую станцию, где есть потребность в нём. Если видим, что в Абаканском регионе обеспечили вагонами всех грузоотправителей, они автоматически направляются в сторону Кузбасса. Как результат, нет "брошенных" вагонов, разгружены сортировочные и углепогрузочные станции, сокращается потребное количество локомотивов и бригад, кроме того, сокращён оборот подвижного состава", - пояснил Андрей Черников.

Повысить эффективность эксплуатационной работы позволит также маршрутизация - как порожнего подвижного состава, так и гружёных отправок. Более того, формирование гружёных маршрутов должно происходить на фронтах погрузки. И в этом месте круг, по сути, замыкается, ведь чтобы это стало возможным, необходимо развитие инфраструктуры промышленных предприятий.

Первый пакет предложений, которые лягут в основу комплексной долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта в Хакасии, планируется обсудить на заседании рабочей группы уже в марте. А в апреле документ будет представлен на Красноярском экономическом форуме.

"Тесное взаимодействие всех участников перевозочного процесса позволит добиться выполнения отраслевых производственных планов и создаст условия для развития экономики региона", - уверен Владимир Рейнгардт.

Версия для печати
screenRenderTime=2