СМИ о нас

16.11.2017ГАЗЕТА "ГУДОК"

"Самолёты" стальных магистралей

Максим Белозерский воссоздал в моделях мировую историю высокоскоростного транспорта

В скромной двушке приёмщика Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава Максима Белозерского сошлись пути ВСМ нескольких стран: России, Франции, Германии, Испании, Японии, Китая, Америки. Шкафы, полки, тумбы – здесь всё заставлено "поездами".

Первую модель – электропоезд "Сапсан" ЭВС1-05 – железнодорожник приобрёл в 2011 году с первой зарплаты. С тех пор собрал больше 100 экземпляров, и теперь по его коллекции можно изучать историю развития скоростного и высокоскоростного движения в мире.

Все модели – точные копии поездов в соотношении 1:87. В них воссозданы все конструктивные особенности высокоскоростного подвижного состава. И, как настоящие поезда, их уменьшенные копии также нуждаются в регулярном техобслуживании: так, после 12 часов работы им обязательно нужно смазывать шестерни и колёсные пары.

Предмет особой гордости коллекционера – модель японского высокоскоростного электропоезда "Синкансэн", выпущенная в 1964 году, спустя несколько месяцев после открытия первой в мире высокоскоростной пассажирской магистрали между Токио и Осакой. Расстояние в 515 км поезд преодолевал за 2,5 часа на скорости 210 км/ч, за что получил название "поезд-пуля". Без него коллекция была бы неполной. Прежде чем занять своё место в экспозиции Максима Белозерского, эта модель более 40 лет пролежала в коробке у коллекционера в Грузии. "Человек приобрел её когда-то, а потом, видимо, сменил тематику коллекции, и "Синкансэн" так и остался нераспакованным. Спустя десятилетия владелец хотел выставить его на продажу за границей. Он бы ушёл, что называется, на ура. Модель первого поезда "Синкансэн" выпущена "золотой", ограниченной серией. Редкий экземпляр. Анализировали с другом рынок продаж за последние 10 лет, он даже нигде не мелькал. К счастью, раритет обнаружил мой друг Дмитрий Дилоян, тоже, кстати, коллекционер моделей паровозов. Благодаря ему я приобрёл модель. Так "Синкансэн" пришёл в Красноярск", – улыбается коллекционер.

А вот сразу на нескольких полках расположились любимчики Максима – французские электропоезда TGV производства компании Alstom, которым принадлежат мировые рекорды скорости. Сегодня они самые быстрые на планете. "Сначала 26 февраля 1981 года электропоезд TGV Sud-Est установил рекорд скорости для рельсовых поездов – 380,4 км/ч. Этот результат был лучшим до 1 мая 1988 года, когда немецкий электропоезд ICE-V развил скорость 406,9 км/ч. Компания Alstom приняла вызов и развернула масштабную подготовку к новым рекордам. Испытания проводились несколько лет. В итоге 18 мая 1990 года поезд TGV Atlantique в ходе экспериментальной поездки разогнался до 515 км/ч. Но и это, оказалось, не предел: новый мировой рекорд для рельсовых поездов установлен 3 апреля 2007 года – 574 км/ч. Он принадлежит электропоезду TGV V-150", – представляет "французов" Максим Белозерский.

Он с таким трепетом рассказывает об этих событиях, что кажется, будто сам принимал в них участие. Неудивительно – молодой человек собрал и прочитал столько книг и всевозможных публикаций в СМИ, посмотрел столько видео, что действительно изучил историю каждого поезда досконально. Он даже во Франции побывал, кажется, исключительно ради того, чтобы прокатиться на этих чудо-поездах.

Впрочем, эта история повторяется практически в любом месте, куда приезжает Максим. К примеру, бывая в Москве, первым делом посещает специализированные магазины, где продаётся транспортная литература. "А потом уж можно и на Красную площадь", – шутит коллекционер.

История отечественного скоростного движения пока представлена в коллекции Максима только "Сапсанами". А вот приобрести модель первого советского скоростного электропоезда постоянного тока ЭР200, до 2009 года курсировавшего между Москвой и Санкт-Петербургом, оказалось не так-то просто. "Серийно они не выпускаются, и из всех частных мастеров, с которыми удалось связаться, только один заинтересовался таким заказом. И то с опаской – слишком уж сложная у этого поезда конструкция. А если хоть немного ошибиться в пропорциях, то копия уже будет неточной", – поясняет Максим Белозерский.

Пока в его коллекции ЭР200 присутствует только на фотографии. Так же как и "Сокол" – высокоскоростной электропоезд двойного питания, предназначенный для работы как на постоянном, так и на переменном токе. Единственный опытный образец его так и не был введён в эксплуатацию. Позже "Сокол" был разделён на две части, которые сегодня находятся в музеях железнодорожной техники в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, когда-то его уменьшенная копия и пополнит коллекцию Максима.

Вообще, о поездах он готов говорить бесконечно, сравнивая их технические характеристики и конструктивные особенности, рассказывая об уникальных инженерных решениях. "Когда-то появление железных дорог изменило жизнь людей в нашей стране, придало ей новый импульс. И сегодня высокоскоростное сообщение открывает перед человечеством новые горизонты. Строительство ВСМ влечёт за собой мощное развитие, внедрение прогрессивных технологий. По моделям таких поездов можно изучать не только историю их создания и применения. Образно говоря, эти поезда уносят нас в будущее, причём на очень высокой скорости. Поэтому они так интересны", – говорит Максим Белозерский.

За свою любовь к поездам и железной дороге Максим благодарен отцу Игорю Белозерскому, который с детства брал сына с собой на работу. "Папа тогда был машинистом, водил пригородные электропоезда. И я каждый раз смотрел на них и думал, что обязательно буду работать с электричками", – рассказывает Максим.

Сказал – сделал. Окончив девятый класс, подал документы в Красноярский железнодорожный техникум. Говорит, не мог больше ждать – душа рвалась к поездам. Затем окончил Иркутский государственный университет путей сообщения по специальности "Электрический транспорт железных дорог".

На Красноярской магистрали Максим Белозерский работает с 2011 года. Начинал слесарем по ремонту электропоездов. А когда хорошенько разобрался в их конструкции, был переведён на должность приёмщика моторвагонного подвижного состава. Проверяет поезда после техобслуживания и разных видов ремонта. Его задача – следить, чтобы поезд вышел на линию (как говорят железнодорожники – "под пассажира") в исправном техническом состоянии.

В свободное время занимается спортом. И, конечно, чтением книг о поездах, поиском новых моделей для коллекции. В своём хобби Максим видит и практическую пользу: знаниями о подвижном составе разных стран он охотно делится с коллегами, рассказывает интересные факты, которые удалось раскопать. Говорит, приятно видеть, как у людей загораются глаза, появляется новый интерес к технике, а значит – и к работе.

Буквально в минувший четверг в Музее истории КрЖД открылась выставка коллекции Максима, которая называется "Самолёты" стальных магистралей". Коллекционер говорит, что предложение музея принял с радостью, ведь это прекрасная возможность не только поделиться собственными знаниями, но и получить новые, найти единомышленников. На открытии выставки за свой труд и уважение к профессии Максим получил наградные часы из рук заместителя начальника Красноярской дороги по кадрам Олега Злотникова.

Версия для печати
screenRenderTime=1